Айкидо-мастер Венди Палмер, одна из авторов школы
Leadership Embodiment, хорошо формулирует описание термина: эмбодимент — это не что, это как. Тогда результат зависит не от конкретных упражнений и практик, а от того, как мы их делаем. Например, я могу заниматься йогой, чтобы у меня не болела спина.
А еще я могу ходить на нее, чтобы, например, обнаруживать, как какая‑то поза или движение меняют меня как человека. Я могу становиться смелее или открытее — или каким‑то еще.
— Или чтобы почувствовать свою границу и держать ее. — Да, или лучше ощущать собственные границы или границы других людей. Я могу развивать плавность, и какие‑то определенные школы йоги для этого больше подходят. Или развивать точность, аккуратность, тогда я пойду на йогу Айенгара, где не дай бог повернуть пятку не в ту сторону. То есть я могу ходить на йогу, чтобы через расширение доступных телесных форм — в данном случае поз или асан — развивать другие, новые для себя, состояния и качества. Когда учитель йоги помогает мне это увидеть и проследить, тогда этот йога-класс превращается в эмбодимент-йога-класс.
Привожу пример. Я случайно попала на класс йоги в далекой турецкой деревне. Мы стояли в позе воина, ведущая подошла ко мне и предложила поменять положение стопы со словами: «Попробуй развернуть ее еще на 30 градусов в сторону». Я развернула, а дальше она меня спросила: «Как тебе сейчас, может быть, ты в этой позе чувствуешь себя большим воином?» Все! То есть преподаватель обратил мое внимание, как положение моего тела связано с моим эмоциональным состоянием. Это и есть перенос навыка с коврика в реальную жизнь. У людей, которые ведут эти эмбодимент-практики, в фокусе внимания и в картине мира присутствует идея, что
наша телесность неотделима от всех остальных наших процессов. Они все время удерживают внимание на телесности и помогают другому человеку самому заметить взаимосвязь.
— То есть телесные практики (йога, айкидо, танцы) — это еще не эмбодимент, а вот замечать, как работа с телом влияет на ощущения, чувства, мысли, и применять потом эти знания «вне коврика» — эмбодимент? Важно ли, как учитель проводит в эти замечания? — Важны человек, практика и этика. Но нужно также понимать, что сделать любую практику эмбодимент-практикой может либо тот, кто ведет ее, либо сам практикующий. Когда я хожу в спортзал, а фитнес не относится к ярко выраженному виду эмбодимент-практик, я могу как пользователь сама сделать его эмбодимент-практикой. Или массаж, или баня, или неважно что. Это может сделать другой человек для меня — или я сама для себя.
— Как сейчас коротко вы объясняете, что такое эмбодимент, в личной беседе? — У каждого человека есть тело. Людей без тела мы еще не встречали. Факт того, что мы телесные, создает для нас в жизни одни возможности и ограничивает другие. Если мы внимательны к фактам своей телесности, то тогда можно сказать, что мы двигаемся в сторону эмбодимента. Потому что эмбодимент — это помнить и ощущать факт своей телесности и телесности другого человека.
— Очень красиво. — Это я только сейчас придумала.