— А если речь не о коммуникации? Допустим, человеку кажется, что он застрял на одной должности, карьера не развивается. При чем тут тело?— Если это связано с внутренними проблемами, может быть так, что человек хочет карьерного роста, повышения зарплаты или новых обязанностей, но об этом не говорит и ничего для этого не делает. Есть телесная причина, которая его останавливает, буквально не дает ему выразить свое желание. Часто это связано с проактивностью.
Представьте увязшую в снегу машины, из-за которой на дороге образовалась пробка. Водители один за одним подходят, выражают сочувствие, все друг друга понимают, возникает чувство братства, но никто ничего не делает. И вдруг один водитель говорит: «Что стоим? Трос есть? Давай, подгоняй». И решает проблему. Вот это качество, которое отличает человека, который просто говорит, от человека, который действует, психологи называют проактивностью. На уровне тела это паттерн движения вперед, когда я двигаюсь самостоятельно — никто не подталкивает меня сзади и не тянет спереди.
Бывает, что человеку этот тип движения просто не знаком, он никогда не делал ничего сам. Или когда-то попробовал, но это привело к негативному результату, и больше он так не делает — это психологи называют выученной беспомощностью. Когда нужно проявить проактивность, такой человек застывает, пугается, чувствует, что буквально не может сделать то, что нужно.
— То есть телесность может быть связана и с психологическими травмами прошлого?— Да, потому что любой момент своей жизни мы проживаем через тело. Ваша телесность сейчас — результат всей вашей жизни, тех способов выживания в социуме, который вы выбрали в школе, университете и на работе. Например, у меня есть такая привычка: втягивать голову в шею, натягивать плечи на уши. Это плохо для позвоночника и не очень-то красиво выглядит. Откуда у меня такая привычка? Я могу заняться психологической археологией и обсудить с психотерапевтом, что такого случилось в моем прошлом, что этот паттерн возник. Могу не углубляться в прошлое, а понять, что эта поза значит для меня в настоящем. А могу просто пойти на фитнес. Но тогда, даже если осанку спорт поправит, тот же паттерн трансформируется в другое телесное проявление.
— А как эмбодимент-подход работает с проблемами в любви и семейных отношений?— Можно, например, через тело научиться устанавливать здоровые границы и говорить «нет». Или понимать других и выстраивать коммуникацию: для этого развитие телесной осознанности вообще критически важно. Только когда я начинаю чувствовать себя как целостный организм, у меня появляется шанс заметить другого живого человека. Не аватар, не проекцию, не кусок мяса, не функцию в быту, а именно другого, живого и тоже целостного.
— Об этом, кстати, писал исследователь посттравматического стресса, большой любитель телесной работы с травмами Бессель ван дер Колк: травма мешает нам сблизиться с людьми. Почему так?— Что делает травма? Травма физически отсекает нас от ощущения себя. Я не замечаю ощущения собственного тела. Травматическое онемение означает, что даже на базовом уровне я не понимаю, хочу ли есть или пить, хочу ли я спать или бежать. Когда это не работает, я не чувствую и окружающих. Эмпатия снижена. Другие люди для меня — просто объекты. Я и для себя объект, которого нужно просто кормить, тренировать, украшать, заставлять работать, возить в отпуск, водить заниматься сексом. Желательно — по расписанию, потребностей-то своих я не чувствую.
— Какие упражнения можно использовать, чтобы избавиться от этой неспособности сближаться с собой и другими людьми?— Довольно много упражнений можно подсмотреть в неотантре. Но можно и просто сесть в парке, в кафе или другом людном месте и начать задавать себе вопросы. Как вы себя ощущаете? Нужно найти способ, чтобы сидеть было комфортно. Кто вас окружает? Может быть, мимо идут люди. А может, кто-то напротив сидит. Попробуйте для начала понять, как на вас влияет присутствие другого человека. Вы оживились, вам хочется, чтобы вас заметили? Или вам хочется стать незаметным, тело само собой сжимается? Стоит наблюдать за собой и за другим человеком, который сидит напротив. Сам фокус на контакте уже полезен, чтобы оценить свою реакцию на другого человека, пусть даже этот контакт не двусторонний и далек от коммуникации. Это может быть базовым упражнением.
— Допустим, человеку хочется заниматься эмбодимент-практиками под руководством специалиста. На какие критерии опираться при выборе коуча, чтобы избежать эзотерики?— То, что для вас и для меня слишком эзотерично, для другого человека будет хорошо. Для кого-то посидеть на розовом кристалле — самый эффективный способ вернуться в тело. Так что рекомендации давать сложно. Тем более что программ обучения, которые выстроены в соответствии с международными стандартами, в России так же мало, как и соматических специалистов, которые обучались за рубежом. Это не значит, что специалист не может помочь, но выбирать его нужно внимательно.
Ключевой вопрос, который стоит всегда себе задавать: приносит ли вам что-то работа с эмбодимент-терапевтом, инструктором йоги или коучем и что именно — пользу или вред. Дает ли она вам ощущение большей силы и свободы? Если вы чувствуете, что лучше стали улавливать телесные ощущения и сами ощущения стали лучше — это хороший сигнал. Если вам, наоборот, кажется, что вы недостаточно хороши, недоработали, не выросли духовно — это может быть знаком того, что происходит что-то не то. Еще важно обращать внимание, насколько этично работает специалист. Это и касается и информированного согласия на прикосновение, и четкого понимания, что не нужно давать клиенту обратную связь без запроса с его стороны. Вас не должны касаться, пока вы не разрешите, и прикосновение должно быть только таким, на какое вы согласились. Без вашей просьбы вам не должны говорить, что нужно делать лучше или иначе. Никакой критики быть не должно, даже если при этом говорят, что это ради вашего же блага.
— Можно ли использовать принципы телесно-ориентированной психотерапии в обыденной жизни?— Если выработать привычку к телесной осознанности, любое занятие можно превратить в эмбодимент-практику. Это однозначно нельзя называть психотерапией или ее заменой, но это может быть полезно. Вы можете тренировать какое-то качество, занимаясь повседневными делами. Например, вам не хватает спокойствия, педантичности, внимательности к деталям. Вы можете мыть посуду руками каждый день, тщательно и медленно, не отвлекаясь и вовлекая тело и сознание в это действие. Это будет ваша практика.
Со мной, например, была такая история: я практиковала осознанный инстаграминг. Дело в том, что я человек-текст: могу написать много текстов в течение дня, но заниматься картинками для меня утомительно. И я решила, что буду каждый день записывать сториз и три раза в неделю выкладывать посты. Это будет осознанно — каждый раз, когда я буду хотеть что-то сказать в Instagram, я буду делать это через картинку и таким образом развивать визуальность. Задача была непростой, но через пару месяцев я привыкла к этому инструменту.
— Глобальный вопрос в заключение. Почему мы вообще так сильно отчуждены от тела? Это современная проблема?— Ответа на этот вопрос, наверное, нет ни у кого. Есть предположения. Первое: возможно, мы не только отделены от тела собственными травмами, но и наследуем травмы других поколений. Но лишь сейчас у нас появились инструменты, чтобы разглядеть эти травмы и что-то с ними сделать. Вторая причина — культура, которая поддерживает объектное отношение к себе, в том числе медицинская. Хочешь чувствовать себя лучше? Здесь подкрути, здесь биохакни, съешь что-нибудь полезное или перестань есть что-нибудь вредное — и все заработает. И третья причина — технологизация: за нас думают и помнят машины, мы общаемся с другим человеком без физического присутствия, а с начала пандемии вообще мало контактируем с другими телесно. Этот способ существования мало изучен. Но интуитивно понятно, что он предполагает ослабление внимания к телу. Как пользоваться технологиями связи, одновременно сохраняя связь с телесностью, — открытый вопрос.