МЕТОД
EMBODIMENT/ЭМБОДИМЕНТ:
путеводитель по теме
Автор: Александра Вильвовская
В этом небольшом обзоре я хочу рассказать об эмбодимент (embodiment) подходе и представить основные направления и действующих лиц современной эмбодимент сцены. Надеюсь, что такой обзор позволит лучше сориентироваться в имеющихся школах, течениях и персоналиях.
О термине
Слово embodiment (эмбодимент) начало использоваться для обозначения данного подхода относительно недавно. В активную лексику в не научном, а в практическом контексте, оно попало, похоже, всего лет 10-15 назад. Это слово, к сожалению, не имеет настолько точного русского перевода, чтобы он смог передать разные оттенки смысла. Embodiment, согласно словарю, значит «воплощение», «реализация». В русском словоупотреблении, к сожалению, «воплощение» относится скорее к чему-то внешнему. Мы воплощаем задуманное, идеи, планы где-то снаружи нас. Или воплощаем в себе что-то внешнее, чьи-то планы, какие-то образы и т.п. Важный для подхода оттенок — проявления чего-то своего, личного в теле, телом, через тело, таким образом, ускользает. В нейронауках словом embodiment иногда обозначают восприятие нахождения внутри собственного тела. Этот аспект самовосприятия и самоощуения чрезвычайно важен в данном подходе.

В этом материале я буду использовать embodiment без перевода, дабы сохранить этот оттенок, и русское написание (эмбодимент), которое потихоньку закрепляется в русскоязычном пространстве.

Исторически у этого слова как термина для обозначения группы методов и идей есть синонимы, активно использующиеся и сейчас (особенно в названии методов). Прежде всего, это слово «соматический» (somatic), указывающий что речь идет не просто о телесном, но о «живом теле» (сома), о жизни в живом теле. Еще один синоним — bodymind, иногда он переводится как «умное тело». Смысл этого слова — подчеркнуть неразрывность и единство телесных и интеллектуальных процессов. Оба слова (somatic и bodymind) вошли активное в употребление в 70-х годах и с тех пор широко используются наравне со словом embodiment.
Краткая история подхода
60-70-е годы ХХ века принесли всплеск интереса к восточным традициям и культуре (прежде всего, китайской, индийской и японской). Поколение хиппи и примкнувшие к ним старшие активно осваивали и исследовали восточные традиции телесности и мировоззрение, искали способы интегрировать взгляды как в повседневную жизнь, так и в картину мира.

Восточные традиции предлагали альтернативный взгляд на телесность: вместо разделенности и противостояния разума (или души) и тела — единство духовного и телесного, вместо традиционного для европейской культуры логического анализа — синтез и интуицию. В это смысле весьма любопытно, какие изменения претерпело слово «медитация», которое изначально обозначало способ сосредоточенного размышления над книгой (библейским текстом) (от лат. meditatio — размышление).

Пожалуй, именно в 70-е годы в текстах, методах и практиках стали оформляться основные идеи современного embodiment/somatic/bodymind подхода. Опыт медитаций, йоги, восточных боевых искусств и практик, китайской медицины и т.п. дали мощный толчок для развития этого направления. Практически все, кто сегодня считается признанными лидерами и авторами, работающими в embodiment подходе (о них подробнее ниже), выросли из этого опыта и успешно интегрировали основные идеи и практики в свои системы работы.

Еще одним важным для embodiment подхода источником идей и практик были телесно-ориентированная и танцевальная-двигательная терапия, также испытавшие в 70-х годах сильное влияние восточных традиций. Идеи Лабан-анализа и Body-Mind Centering (Bonnie Bainbridge Cohen), метод Фельденкрайза (Сознавание движения и Функциональная интеграция), аутентичное движение (Mary Whitehouse) и практика 5 Ритмов (Gabrielle Roth), а также другие направления и практики, относящиеся сегодня к bodymind и соматическому подходу, – все это внесло свой вклад в развитие эмбодимент-подхода.

Различаясь в деталях, фокусах внимания и конкретике упражнений, все эти направления сходятся в некоторых общих идеологических (или даже мировоззренческих) постулатах.
Основные идеи подхода
Ключевые идеи, объединяющие разные embodiment/somatic/bodymind подходы довольно просты и хорошо известны. Три кита, на которые опирается этот подход, можно сформулировать следующим образом.

Интегральность. Интегральное представление о человеческой природе. В частности, принципиальная неделимость, единство телесного и разумного/духовного.

Идея единства телесного и разумного/духовного уходят корнями в восточные традиции. Это довольно радикально отличается от господствующего европейской традиции противопоставления тела разуму или духу.

Сегодня нейронаука находит немало убедительных доказательств и объяснений такого единства, что значительно облегчает развитие эмбодимент-подхода.

Здесь важно отметить один момент: единство и неразрывность — это не сумма частей. «В человеке все должно быть прекрасно…» или «Лучше быть богатым и здоровым…» — это не про единое целое, а про сумму частей.

Знаменитый мастер дзэн Шенрю Сузуки говорил: «Если ты думаешь, что твои тело и ум — это два, ты ошибаешься, если ты думаешь, что они одно — опять ошибаешься. Твои тело и ум одновременно одно и два». Понять, как это — задачка, с которой логический ум напрямую не справляется. Но ощущения, образы и интуиция удивительным образом схватывают, что имеется в виду.

Осознанность. Идея осознанности, в том числе и телесной, хорошо знакома в йоге, практике буддийской медитации и других восточных традициях. В Европе идея осознанного движения (точнее — «сознаваемого движения») получила распространение, в первую очередь, вместе с методом Моше Фельденкрайза. Для эмбодимент-подхода фокус внимания всегда направлен на телесные ощущения и переживания.

С научной точки зрения телесная осознанность — функция проприоцепции и интероцепции. Проприоцепция — способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его отдельных частей. Это еще одно «чувство» (наряду со зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом), которое у нас есть. Мы можем наблюдать, замечать позу и движение, напряженность мышц. Интероцепция — способность воспринимать состояние внутренних органов. Она дает возможность описывать внутренние телесные ощущения. Это очень тонкие настройки нашего тела, которые можно развивать, достигая более высокой чувствительности и точности ощущений.

Телесная осознанность — краеугольный камень всех направлений эмбодимент работы. С нее начинается любая практика, без нее невозможны изменения. Идея телесной осознанности может быть противопоставлена идее телесной диссоциации, когда мы не обращаем внимания на ощущение своего тела.

Живое тело (соматика). Современная европейская культура содержит в себе любопытный парадокс в отношении телесности. С одной стороны, существует культ здоровья и совершенного тела, с другой стороны, присутствует очевидная телесная диссоциация.

Эта диссоциация, отделенность от тела коренится как в противопоставлении телесного и разумного (духовного), так и в традиции «медицинского» подхода к телу. В научной парадигме отношение к телу восходит к древним анатомам, изучавшим мертвые тела. Этот «медицинский» взгляд на тело как неживой механизм, который лишь должен правильно работать и иметь соответствующий внешний вид сегодня широко распространен, как в медицине, так и в массовом сознании. Телесное как относящееся к здоровью, спорту, красоте или питанию — основные эксплуатируемые идеи, базирующиеся на идее тела как механизма.

В отличие от представления о теле как неживом механизме, соматический взгляд на тело подчеркивает «живую» природу телесности. Сома — это физическое тело, ощущаемое и осознаваемое его обладателем изнутри. Именно это «чувство тела изнутри» дает нам ощущение живого, «ощущение жизни».

Таким образом, для эмбодимент-подхода оказывается важным тот факт, что наше тело — живое и подвижное, и оно неразрывно связанно с нашими мыслями и чувствами, и мы можем все это ощущать и сознавать.
Ключевые фигуры
Дать даже небольшой обзор авторов и направлений — непросто. С одной стороны, это связано с тем, что эмбодимент подход развивается, появляются все новые лица, выросло уже следующее поколение авторов и практиков, значительно влияющих на ландшафт этого профессионального пространства. С другой стороны, эта область, в которой нет «главных», «лучших» или «самых авторитетных». Поэтому я представлю тех, кто оказал значительное влияние на развитие темы, кто признан в сообществе, разделяющем ценности и идеи эмбодимент-подхода, тех, благодаря кому сам подход стал известным, востребованным и популярным. С некоторыми из них мне посчастливилось быть знакомой лично, и у большинства — повезло учиться.

Почти у всех школ и методов этого направления — общие корни, и у всех — общая идеология. Различия — в фокусе внимания и ключевых темах, отдельных приемах, сферах применения. Поэтому в этом обзоре я больше сконцентрировалась на тех особенностях и нюансах, которые представляют разные авторы и школы. Надеюсь, этот небольшой обзор поможет не только сориентироваться в именах и программах, но и станет импульсом для более близкого практического знакомства с этими направлениями эмбодимент работы.
Ричард Строцци-Хеклер (Richard Strozzi-Heckler)

За Ричардом Строцци-Хеклером «закреплено» направление, которое называется Somatic Coaching (Соматический коучинг). Основные фокусы работы в методе Строцци — развитие центрирования (баланс, дыхание), исследование простых телесных проявлений (осанка, походка и т.д.), телесные проявления в ситуации стресса.

Ричард Строцци-Хеклер — единственный автор, чьи книги переведены на русский язык. Их можно найти в интернет-магазинах. В рамках программы Embodied Facilitator Course Russia мы используем много материалов, основанных на методе этой школы.

Ричард Строцци-Хеклер (Richard Strozzi-Heckler)
Институт Строцци: http://www.strozziinstitute. com Wiki
Венди Палмер (Wendy Palmer)

Еще один знаменитый мастер эмбодимент подхода. Ее подход и метод носят название Leadership Embodiment (можно перевести как «воплощенное лидерство»). Основной фокус Венди — работа со стрессовыми телесными реакциями (стресс-паттернами). Отдельное внимание уделяется тому, как телесное влияет на процессы мышления и коммуникации.

В рамках программы Embodied Facilitator Course Russia сертифицированный тренер Leadership Embodiment Мод Рабер (Maud Raber, FR) учит применять инструменты, разработанные в рамках этого метода.

Венди Палмер (Wendy Palmer)
Сайты: http://www.embodimentinternational.com, http://leadershipembodiment.com
Книги:
Leadership Embodiment: How the Way We Sit and Stand Can Change the Way We Think and Speak (2013)
The Intuitive Body: Discovering the Wisdom of Conscious Embodiment and Aikido (2008)

Пол Линден (Paul Linden)

Пол Линден широко известен и как мастер айкидо, и как специалист по соматической работе с травмой, и как эмбодимент специалист. Его программа носит название Being In Movement и направлена в значительной мере на развитие телесной осознанности, ненасильственное разрешение конфликтов и преодоление застрявших в теле психологических травм.

Пол Линден — один из тренеров сертификационной программы Embodied Facilitator Course.

Пол Линден (Paul Linden)
Сайт: http://www.being-in-movement.com
Материалы Пола Линдена на русском: http://wellpractice.ru/bim
Стюарт Хеллер (Stuart Heller)

В России подход Стюарта Хеллера известен под названием «невербальный коучинг» или «Система 5 колец». Фокус метода Хеллера — в регулярной телесной осознанности и практике упражнений, расширяющей и углубляющей понимание связи телесного с различными аспектами нашей жизни.

Стюарт Хеллер (Stuart Heller)
Джинни Уайтлоу (Ginny Whitelaw)

Подход Джини Уайтлоу носит название Focus Leadership. Это весьма подробно разработанная система анализа и развития четырех чаще всего встречающихся паттернов движения. Эти паттерны соответствуют «четырем элементам», также присутствующим, например, в модели Стюарта Хеллера (земля, вода, огонь и воздух). Базируясь на анализе движения и исследовании работы мышц, сопоставляя личные качества движущегося с типологией Майерс-Бриггс, Джинни Уайтлоу с коллегами разработала целостную модель, соединяющую телесные проявления с личными качествами и методами управления. Кроме описаний, рекомендаций и телесных практик модель использует прошедший серьезную валидизацию тест FEBI (Focus Energy Balance Indicator). Анализируя баланс телесных паттернов и развивая недостающие, Focus Leadership позволяет как существенно улучшить личное развитие, так и решить широкий спектр бизнес-задач.

Джинни Уайтлоу (Ginny Whitelaw)
Сайт: http://focusleadership.com
Книги:
The Zen Leader — 10 ways to go from barely managing to leading fearlessly
Move To Greatness – The FEBI Energy Patterns Brought to Life
Даг Силсби (Doug Silsbee)

Даг Силсби хорошо известен в мире коучинга. Его подход носит название Presence-Based Coaching. Фокус внимания в этом походе сосредоточен на присутствии в текущем моменте. Присутствие (Presence) — одно из наиболее сложно описываемых обычным языком понятий и состояний, ибо оно требует непосредственного телесного переживания и включенности в окружающее. Тем не менее, обращение к телесным ощущениям (в том числе практика дыхания и центрирования) помогает получить опыт присутствия, а коучинговый подход, развиваемый Дагом Силсби, использует открывающиеся при этом возможности клиента.

Даг Силсби (Doug Silsbee)
Сайт: http://www.dougsilsbee.com
Книги:
The Mindful Coach: Seven Roles for Facilitating Leader Development
Presence-Based Coaching: Cultivating Self-Generative Leaders Through Mind, Body and Heart
Еще два человека, которых невозможно обойти в этом обзоре.
Они представляют, так сказать, «примыкающие» к теме эмбодимент направления, и оказали (и продолжают оказывать) огромное влияние на развитие идей и практики.
Бонни Бэйнбридж Коэн (Bonnie Bainbridge Cohen)

Подход, который Бонни Бэйнбридж Коэн разрабатывает с 70-х годов, называется Body-Mind Centering. Это интегрированный подход к телу, движению и сознанию, использующийся сегодня в самых разных областях — от детского развития до профессиональной подготовки танцоров. Фокус внимания в этом подходе сосредоточен на исследовании естественных паттернов движения, которые есть у каждого из нас эволюционно, и на осознавании различных систем и структур нашего организма (скелет, мышцы, внутренние органы, разные виды систем) и исследовании качеств движения и жизни, которые эти системы могут нам дать.

Сегодня Бонни Бэйнбридж Коэн по праву считается одним из ведущих специалистов в области эмбодимент, а ее система соматического движения дает, пожалуй, самый глубокий опыт переживания своего тела.


Бонни Бэйнбридж Коэн (Bonnie Bainbridge Cohen)
Джон Кабат-Зинн (Jon Kabat-Zinn)

Джон Кабат-Зинн — один из самых известных исследователей практики внимательности (mindfulness). Начав с исследования механизмов стресса и исследуя практику медитации для уменьшения стрессового воздействия на организм и психику, Джон Кабат-Зинн разработал программу Mindfulness-based stress reduction (MBSR) (можно перевести как «Уменьшение стресса на основе практики внимательности»). Программа включает в себя практику медитации, телесного осознавания в статике и движении и элементы йоги. За 35 лет существования эта программа неоднократно доказывала высокую эффективность в работе со стрессом, решении проблем нарушения пищевого поведения, депрессии, тревоги и помощи раковым больным. Как часть лечебного протокола и как метод практика внимания (mindfulness) сегодня широко используется в психотерапии, коучинге, бизнес-консультировании.

На русский язык переведены одна из его практических книг: «Куда бы ты ни шел — ты уже там» и большое количество статей и видео-выступлений. Практика mindfulness – основа embodiment работы. Ей уделена особая роль в программе Embodied Facilitator Course Russia.

Джон Кабат-Зинн (Jon Kabat-Zinn)
И еще несколько имен, которые представляют, если можно так выразиться, следующее поколение авторов-тренеров-практиков.
Дилан Ньюкомб (Dylan Newcomb)

Дилан Ньюкомб — автор практики со смешным названием UZAZU. UZAZU — простая и глубокая телесная работа, которая соединяет мысли, тело и эмоции. Соединение естественных звуков, образов, идей и движений помогает менять паттерны движения, что в свою очередь, сильно расширяет как возможности для действий, так и ход мыслей. Система дает телесные инструменты, которые открывают потенциал взаимосвязи тела и разума и увеличивают продуктивность и благополучие.

Дилан Ньюкомб (Dylan Newcomb)
Марк Уолш (Mark Walsh)

Самый известный и востребованный в Европе эмбодимент тренер. Основатель и ведущий тренер компании Integration Training (UK). Специалист, который не только строит свою тренерскую и коучинговую практику на основе эмбодимент, но лучше всего умеет обучать этому подходу специалистов разных областей (тренеры, коучи, преподаватели танцев, йоги, боевых искусств и т.д.). Являясь представителем «второй волны» эмбодимент специалистов, он умело интегрирует разные школы и практики, выделяя ключевые принципы эмбодимент-работы и обучая современному понимаю телесности тех, кому это необходимо для решения профессиональных задач.

Проект «Тело — в дело» совместно с Integration Training (UK) ведет обучение эмбодимент-подходу в России: обучающие семинары и длительная сертификационная программа Embodied Facilitator Course Russia.


Марк Уолш (Mark Walsh)
Эмбодимент в России
В России эмбодимент-подход с 2013 года развивает проект «Тело — в дело» [Embodiment Russia].

Это международный проект, объединяющий тренеров, коучей и других специалистов, работающих в парадигме интегральной телесности.

Основная задача проекта — пропаганда подхода, организация и поддержка проектов, основанных на этом подходе, обучение специалистов, включение подхода в бизнес-среду.

Программы, события, проекты — BODY4BIZ.RU
  • Александра Вильвовская
    Руководитель проекта "Тело — в дело" и ведущий тренер обучающей программы ЭМБОДИМЕНТ: БАЗОВЫЙ КУРС.
     Автор и ведущая программ по развитию телесной осознанности и стрессоустойчивости для жизни и бизнеса, к.п.н
Подписка на новости проекта
Подписка на новости проекта
Мы пишем вам, делясь новостями, возможностями и вдохновением