О. Все эти телесные темы не складываются у меня ни в какую систему, ни в какое дерево. Про йогу и медитацию понятно. Но ведь есть еще телесная терапия, соматика, Фельденкрайз, идеокинезис какой-то, прости господи… Я не понимаю, как все это друг относительно друга устроено. Спасите-помогите!— Вот это все как раз очень просто. Одна линия — психотерапия: Вильгельм Райх,
Александр Лоуэн и дальше вот эта аналитическая ветка.
О. Лоуэн — который автор «Депрессии и тела»?— Да, в том числе. У него много разных книг, он очень хороший дядечка, прекрасный совершенно теоретик и практик, очень много у него всего хорошего. Слава богу, почти все это переведено на русский: читайте и наслаждайтесь.
Дальше на этой психоаналитической ветке есть имя
Лизабет Марчер, и направление психотерапии, которое называется «бодинамика». Это уже более поздняя штука. Она начала развиваться примерно в 60–70-ые. Там довольно простая идея, семидесятническая по сути. Ребеночек растет, и по мере роста у него возникают разные потребности и право на реализацию этих потребностей. Категория права мне очень нравится.
О. Ты имеешь в виду, что право — тема семидесятых годов?— Да. Право на существование, право на автономию, право на мнение...
Мне в этой истории нравится, что право реализуется в том числе через некоторые движения, которые мы либо осуществляем, пока растем, либо по каким-то причинам не осуществляем. И вот эти осуществления — неосуществления прав нашего тела, совершенные или замороженные телодвижения создают у нас гипертонус или гипотонус определенных групп мышц. И чтобы восстановить эти права и, соответственно, разрешить проблемы, которые у человека возникли из-за нарушения прав, нужно восстановить нормальный тонус мышц.
О. И как же его восстановить? Они разработали специальные упражнения?— Да. И это мы поговорили о психоаналитической ветке.
Есть другая ветка. Это ветка, которая теперь называется «соматикс»: это
Моше Фельденкрайз, это его ученик и соратник
Томас Ханна, который, собственно, слово
соматикс и ввел. Есть еще прекрасное слово
бодимайнд, которое обозначает единство тела и сознания. Это слово начало встречаться в литературе, если верить гуглу, где-то в 60-ых, но в профессиональной психологической литературе оно возникает в середине 80-ых.
О. И это то же самое, что соматикс?
— Есть круг идей и представлений, который говорит, что человек — существо целостное и интегрированное. Кто-то из буддийских учителей сказал: «Если ты думаешь, что тело и ум — это два, ты ошибаешься. Если ты говоришь, что твое тело и ум — это одно, ты ошибаешься. Твои тело и ум и тело одновременно и два, и одно». И удержание этого квантового понимания — это определенный подход, определенное ощущение. За ним идет работа с телом и движением, и основная ее идея — осознанность движения: я ощущаю, я осознаю, я двигаюсь и поэтому я могу что-то менять.
Таким образом соматикс, бодимайнд и embodiment используют один и тот же круг идей, одни и те же базовые представления: фокус на осознанности тела, движений, ощущений, изменений через эту осознанность. Слово
embodiment — это обычное слово английского языка, которое стало использоваться в таком специфическом контексте где-то в 70-ых — в 80-ых. Это было связано с тем, что некоторое количество людей, причем, насколько я понимаю, даже знакомых друг с другом по додзё, то есть вместе занимавшихся айкидо, начали свой опыт понимания телесности и практики тела переносить на еще одну аудиторию — на бизнес-среду. И слово
эмбодимент в большей степени начало жить там. И сегодня эти слова — embodiment, embodied — активно живут в темах, например, современной когнитивистики, то есть в науке о мышлении, которая одновременно связана и с лингвистикой, и с
нейросайнсом, и с разработкой искусственного интеллекта. И люди, которые занимаются искусственным интеллектом, спрашивают: а вот если искусственный интеллект будет таким же, как у человека, он будет ощущать свое тело? Это нормальный вопрос для людей, которые исследуют проблему искусственного интеллекта.
О. Какие еще есть ветви работы с телом? Есть массажные практики, разные способы «наложения рук», все, что связано с прикосновением…— Есть большое количество различных подходов, методов и практик такого рода: я накладываю на тебя руки, совершаю какие-то пассы, трогаю тебя, и что-то происходит при этом. Эти практики все время возникают. Хотя есть и такие, которым сто лет в обед: розен-метод, рольфинг…
О. Это был физический подход, прикосновение, работа руками и телом. А есть ведь целиком умственные вещи, вроде осознания телесных метафор, которые мы используем. Или вообще лингвистические исследования, связанные с телом.— Ну вот есть Джордж Лакофф, который говорит, что мы не можем помыслить мир, в отношении которого у нас нет физического опыта.