Развитие силы и спокойствия
Что может мешать эффективному функционированию в стрессовой ситуации? Эмоции вроде страха, гнева, диссоциации, шока, желания отомстить и т.п. делают людей неспособными к ясному и эффективному размышлению, говорению или действию.
Первым шагом в обучении тому, как эффективно действовать, является развитие осознавания чувств, мыслей и поведения в стрессовых ситуациях. Я использую эксперименты, чтобы дать студентам возможность оценить их привычные реакции в сложных ситуациях. В них мы разыгрываем ситуации угрозы, подобные испытываемым в реальной жизни, в безопасных, «лабораторных» условиях. Они достаточно реалистичны, чтобы пробудить чувство беспокойства, но достаточно малы, и потому безопасны и переносимы. Такие эксперименты могут проходить в форме простого разговора о проблеме, с которой они столкнулись, или же могут включать сложное разыгрывание ролей. Наблюдая за тем, как ведут себя студенты, выполняющие задания, мы получаем информацию о том, как они обычно ведут себя в реальной жизни и как это можно улучшить.
Когда я прошу людей отметить или описать то, что они делают и чувствуют в процессе эксперимента, они обычно начинают говорить на языке ментальных категорий, языке, который сосредоточен на чувствах, желаниях, мыслях и убеждениях. Вместо этого я учу их говорить о чувствах на языке телесных проявлений, который описывает телесные ощущения, дыхание, мышечные действия и изменения в позе. Использование телесного языка в самонаблюдении и рассказе о происходящем с ними помогает студентам сосредоточиться на конкретных элементах того, что они делают и чувствуют.
В общем случае, реакции на стресс включают в себя ограниченное и напряженное дыхание, напряжение мышц и сжатие и жесткость позы. Это часть реакции страха (испуга). Некоторые студенты вместо того чтобы напрячься, становятся вялыми и диссоциированными. Они испытали ту или иную форму травмы и научились на собственном опыте, что наилучшее, что они могут сделать — это пассивно ждать, пока угроза не исчезнет.
Какие бы эксперименты мы не использовали, будь то кидание монеток в чашку или ролевое разыгрывание разговора с супругом, студенты быстро осознают, что напряжение или вялость делают их неэффективными. Они проживают на собственном опыте, что не могут воспринимать, думать, говорить или действовать эффективно, когда они напряжены или вялы. Если они напряжены, они впустую расходуют энергию в плохо контролируемом разговоре или движении. Расслабляя, открывая и балансируя свои тела, студенты могут создавать более сильные, ясные и эффективные способы функционирования. Такое расслабленное, но сильное состояние явно контрастирует с состоянием напряжения или вялости. Более полное дыхание, расслабление и энергичность мышц, сбалансированная поза и более текучее движение — это служит основанием для эффективного действия, и этому можно научиться.
Существует множество упражнений, которые я использую для обучения более эффективному состоянию ума/тела. Эти упражнения оказывают глубокое воздействие на функционирование людей, несмотря на то, что в них используются очень простые движения. К примеру, одно упражнение использует эксперимент в позе сидя. Я прошу людей раскачиваться вперед-назад между прямой позой и неустойчивой. Большинство людей верит, что прямая поза достигается поднятием грудной клетки, отведением плеч назад или выпрямлением спины, и практически никто не замечает, что выпрямление спины в действительности — это функция вращения таза. Когда таз вращается назад, позвоночник теряет основание, на которое он может устойчиво опираться, он искривляется и появляется сутулость. Когда таз вращается вперед, для это задействуются глубокие мышцы центра (core), а не поверхностные мышцы спины, и при этом отсутствует напряжение грудной клетки, плеч и спины — позвоночный столб двигается вперед и вверх, достигая расслабленной и стабильной позиции сидя. (В действительности, процесс немного сложнее и его подробное описание выходит за рамки данной статьи)
Эта новая поза сидя создает удивительный опыт устойчивой силы без усилия. Многие люди впервые в жизни чувствуют себя действительно сильными физически. Такая форма организации тела также находит свое продолжение в психологическом чувстве личной силы и силы воли, и это чувство критично в развитии внутренней или внешней способности справляться с сложными ситуациями.
Как подобным образом можно научиться справляться с сложными ситуациями? Путем процесса, который я называю двойное отслеживание (double tracking). Это означает одновременное внимание к внешним вызовам и внутренним телесным реакциям в эксперименте, изменение внутренних реакций, и затем, основываясь на этом — эффективное обращение с внешними вызовами.
Вот пример такого процесса. В ходе одного из уроков мы с Мэри работали над тем, как она может оставаться спокойной во время вербальных нападок на нее. Я кричал на нее, что она сука, как делал ее муж. Она инстинктивно отдергивала плечи назад и сводила их вместе, напрягала и изгибала спину и задерживала дыхание. Она замирала в реакции страха-испуга, и это выглядело так, как если бы она ожидала удара, поскольку после того, как муж начинал кричать на нее, следовали побои. Мы сосредоточились на картировании ее физических реакций, и она поняла, что она делала с собой, когда я кричал на нее. Затем я рекомендовал ей интенсивно практиковать методы релаксации и обретения устойчивости, которым она научилась, и она последовала совету. После того, как она избавилась (undid) от реакций страха и усиленно практиковала другие, более сильные реакции, она открыла для себя, что может оставаться расслабленной, алертной и функционирующей, когда мы вновь провели эксперимент, разыгрывающий вербальные нападки. Затем она начала практиковать уместные ассертивные вербальные реакции на мои атаки до тех пор, пока не начала чувствовать уверенность в том, что, когда в следующий раз на нее будут кричать в реальности, она сможет эффективно реагировать.
Поскольку в своей жизненной истории она испытывала не только вербальное, но и физическое насилие, на следующем уроке мы повторили этот же процесс с использованием пощечины как физической атаки. Я научил ее самообороне, так что она могла защитить себя от физического насилия со стороны супруга. Но я не обучал ее полному курсу самообороны.
Я просто хотел, чтобы она испытала, очень конкретно, что она не была беспомощной. Чтобы преодолеть привычку замирать (freeze) в страхе, Мэри должна была испытать свою способность использовать расслабленную силу в ситуации физических и эмоциональных нападок для того, чтобы эффективно защитить себя.
Этот опыт позволил Мэри подготовиться к участию в суде и быть уверенной, и сразу после заседания она позвонила мне, чтобы сообщить, что ей удалось остаться в ходе заседания сфокусированной и спокойной.