Ирен считает, что речь идет о не выраженном - словах, эмоциях, чувствах, поведении. В этом моменте она подчеркнула важность обучения для более глубокого понимания нервной системы и ее структуры, понимании как устроена периферийная нервная система [прим. она делится на соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему, где соматическая нервная система отвечает за координацию движения тела, а также за получение и передачу внешних стимулов], нервные окончания, процессы, связанные с памятью.
Если вернуться к собственному примеру Ирен, где она пятилетним ребенком не могла противостоять взрослой медсестре, возможно, другой взрослый, наблюдающий ситуацию со стороны, мог испытать желание наброситься на медсестру, как на ужасного человека, причиняющего вред ребенку, а вот Ирен не могла произвести никаких действий против большого и взрослого человека. «У ребенка даже не было соответствующего словарного запаса, чтобы попросить взрослого прекратить делать то, что делала медсестра». Возвращаясь к человеку, который во взрослом возрасте сталкивается со своей пережитой травмой, то когда вы не знаете и не понимаете механизмы сохранения всего опыта в вашем теле, у вас может возникнуть импульс сделать что-то с этим, сказать что-то, начать двигаться определённым образом и в какой-то момент вам даже может показаться, что вы сошли с ума.
Ирен привела пример. Допустим, у вас есть ребенок. Этот ребенок просто играет со своим братом или сестрой, и как часто бывает, выхватывает игрушку у другого ребенка, например, куклу. Для игры он может найти какую-нибудь ленту и обмотать ею шею у куклы. Вполне обычная ситуация, никто не причинил существенного вреда, никто не пострадал, кукла же не живая. Стоящая рядом мама, которая наблюдает такую ситуацию, может начать кричать «О боже! Это ужасно, не делай так!». А что, если этот маленький человек родился в мире, где он уже наблюдал, как наматывают ленту на шею, ради шутки или делают что-то подобное с этим предметом? Например, Ирен вспомнила, как взрослые люди-медики пытались засунуть ей в глотку трубки и произвести какие-то действия. Ребенок лет пяти — это маленький человек, который очень умен, когда использует в игре то, что засело у него в памяти c помощью процедуры. Процедурные воспоминания, которое мы храним в нашей неявной памяти, в случае с куклой срабатывают таким образом - возникает чувство и желание быстро сорвать ленту с шеи, разорвать ее. Но тогда, в реальной ситуации, доктора и медсестры не дали вам так поступить. Будучи пятилетним ребенком, Ирен тогда тоже пыталась помешать медсестре, но не смогла справиться с ней. Такие события записываются в нашей вегетативной нервной системе автоматически. Ребенок может хотеть сдернуть с себя все эти трубки со своей шеи и так происходит, потому что для него ситуация воспринимается, своего рода, ограничением. Для пятилетнего ребенка, когда он видит все эти трубки, ленты, напоминающие трубки, возникает автоматический импульс и он начинает задыхаться.
Когда в игре родитель пытается остановить ребенка и сказать, что так поступать плохо, он не дает ребенку закончить эту незавершенную процедурную память. Родитель мыслит таким образом: «Мой маленький Джон пытается разрешить для себя эту всплывшую травму. А давай-ка я помогу ему» и вы объясняете, что, например, кукла шокирована и спрашиваете ребенка о том, как мы можем помочь ей не задохнуться. Вы просто хотите помочь. Но в ответ слышите – «нет, не надо мне помогать!» Тогда можно попросить ребенка рассказать, что он собирается сделать, а еще лучше - показать. Ребенок разрывает ленту. Ирен наблюдала такое поведение как у детей, так и у взрослых, когда они подключаются к такому своему возникшему импульсу, даже если они не испытываю никаких эмоций по отношению к самой ситуации. Такое происходит на поведенческом уровне, когда ребенок, движимый энергией выживания, хватает игрушку и кричит «эге-ге-гей!» или может вздрогнуть от испуга или может подбежать к маме, так как ему хочется, чтобы она его обняла в этот момент. А вы как родитель заботливо позволяете любой ситуации выйти наружу и, очевидно, не делаете ребенку выговор за то, что он сделал что-то "плохое" с куклой. Таким образом, вы позволяете ребенку извлечь память о событии из него самого, а не смотрите на ситуацию, как на несоответствующую в рамках приличий в глазах общественного мнения. Ирен еще раз подчеркнула свое желание, чтобы как можно больше людей начали понимать что-то про соматическую работу, опыт, который приходит на физическом уровне – физиологическом, биологическом, и т.д.