На самом деле мало из того, о чем пойдет речь, относится
только к виртуальному обучению. Как мы узнали благодаря нашим исследованиям в BEabove Leadership, большая часть этого материала посвящена лучшим практикам в преподавании и обучении в принципе. Но мы – те, кто работает в сфере дистанционного обучения – считаем, что нам, скорее всего, нужно еще больше внимания обращать на эти моменты из-за трудностей, связанных с расстоянием между нами и нашими учениками. Мы не так привыкли учиться. На протяжении тысяч лет мы учились, наблюдая и практикуя, слушая истории старших, сидя все вместе вокруг костра, находясь рядом друг с другом. Но сейчас мы не всегда можем быть вместе лично, потому и возникает вопрос – как же сделать такой формат насколько это возможно лучше?
#1. Устанавливайте контактИными словами, давайте возможность всем высказаться. И это должно быть нечто большее, нежели просто «У кого есть вопросы?» Возможно, это самый очевидный момент – но он также и самый важный. Почему? По двум основным причинам:
- Когда люди устанавливают социальные связи, а не просто слушают, это усиливает нейропластичность – им приходится создавать нейронные связи в собственном мозге. И если они знают, что их попросят участвовать в общении, думать и отвечать на вопрос, то их мозг будет более внимательным.
- Мы – социальные существа, и нам нужно ощущать, что, обучаясь, мы в безопасности и у нас есть социальные связи с другими.
Вот несколько примеров (безусловно, вы можете использовать функцию «Чат», если людей очень много и/или вам нужно строго следить за временем):
- В начале сессии задайте какой-нибудь провокационный вопрос.
- Пусть они перефразируют то, что вы только что сказали – повторят, только своими словами.
- Cпросите «Кто будет «адвокатом дьявола» (возьмет на себя роль оппонента) и прокомментирует то, что я только что сказал?»
- Просите приводить конкретные примеры из жизни.
- Спросите «Кто знает шутку/анекдот о том, о чем мы говорим?». Или просто попросите рассказать хороший анекдот.
- Уделите время общению один на один с участником, который приводит классический пример или сталкивается с хрестоматийной трудностью.
- Организуйте «комнаты групповых обсуждений», где люди могут общаться в более маленьких группах или в парах.
- Как можно больше читайте ответы вслух, чтобы люди ощущали, что их слышат. Если у вас очень много участников, пусть ассистент следит за поступлением ответов и выбирает несколько для прочтения вслух.
- Используйте какую-нибудь смешную гифку, звук или визуальное изображение, когда кто-то высказывает особо интересную мысль или идею, позволяющую ведущему плавно перейти к следующей теме.
#2. Пусть обучение будет мультисенсорнымЧем больше нейронных путей у нас ассоциируется с какой-то темой, тем более интересной и запоминающейся она становится. Даже простое использование слайдов создаст визуальные ассоциации – и если сделать их привлекательными, визуально интересными и необычными, информация будет усваиваться лучше, чем если вы предоставите участникам визуальную версию кучи списков (чтобы проиллюстрировать один свой аргумент, блестящий ученый д-р Лайза Фельдман Барретт использует
гифку, на которой электровышки прыгают через скакалку, и это запоминается). Однако мы можем не просто использовать хорошие картинки, а задействовать все органы чувств даже в виртуальном пространстве.
Вот несколько примеров того, что можно сделать:
- Попросите их встать и воплощать в своем теле то, о чем вы говорите и/или придумайте простое упражнение, в котором нужно двигаться каким-то определенным образом.
- Задавайте домашнее задание, которое нужно выполнить к следующем занятию – что-то для каждого из органов чувств, изображающее то, что вы проходили на занятии. Иными словами, какой визуальный образ отражает эту идею? Как эта идея пахнет? Как она звучит? Как она ощущается? Какова она на вкус? И/или задавайте эти вопросы в классе. Поверьте, это реально раскочегарит нейроны! Они смогут или записать свои ответы на видео или проговорить их в чате.
- Мозг натренирован больше обращать внимание на то, что он раньше не видел, поэтому используйте странные или необычные картинки, видео или гифки.
- Рассказывайте истории, включая в повествование сенсорные элементы. Когда вы читаете лекцию или стараетесь донести мысль, чем больше чувств вы сможете задействовать, тем больше людей смогут представить себя внутри этой ситуации; их мозг будет следить за ходом повествования вместе с вами.
#3. Предоставляйте и структуру, и свободуГрубо говоря, левое полушарие мозга больше настроено на известное, предсказуемое и упорядоченное, тогда как правое предпочитает новое, открытое и неструктурированное. В любом обучении важно помнить об обоих – в виртуальном обучении правое полушарие часто немного игнорируется, когда мы стремимся предоставить всю необходимую информацию. Обучение гораздо более эффективно, когда инструктор обращает внимание на оба полушария.
Вот несколько примеров того, что можно сделать:
СТРУКТУРА
- Очень четко поясняйте, что и когда вы будете делать.
- Давайте участникам знать, сколько будут длиться определенные активности или дискуссии, и будьте надежным (это касается в том числе и начала/окончания занятия).
- Предоставляйте четкие и простые цифры/списки/инструкции – в тех случаях, когда это важно (в письменном виде или на слайдах).
СВОБОДА
- Как говорилось выше, включайте в занятие что-то неожиданное и необычное. Шутку или карикатуру, которую никто раньше не видел/не слышал, визуальный образ, видео и пр.
- Танцуйте с энергией группы, не бойтесь немного отклоняться от темы, если именно там в данный момент есть энергия и энтузиазм.
- Делайте то, что делает вас более человечным и располагает к себе. Наденьте что-то необычное и интересное. Приглашайте ваших домашних питомцев (которые умеют себя вести) принять участие в мероприятии (мои кошки часто присоединяются к нам в начале занятия, а затем им становится скучно, и они уходят).
- Создавайте занятие вместе – оставляйте в расписании время для проявления участниками инициативы. Они могут перечислить темы, на которые они хотят, чтобы вы поговорили, или это может быть «обратное обучение» со стороны отдельных лиц или групп.
#4. Стимулируйте, но не создавайте стрессНаша префронтальная кора настроена на стресс. Все интересное и новое стимулирует эту часть мозга (которая, безусловно, нужна нам для обучения). Если заваливать учеников слишком большим количеством информации, или информацией, которую они в данный момент не могут понять, или давать им слишком сложные задания, эту часть мозга можно перегрузить. С другой стороны, монотонный голос; слайды, на которых нет ничего, кроме цифр и списков, а также «лекторский» стиль подачи материала с минимальным взаимодействием приведет к серьезному недостатку стимуляции и потере участниками интереса.
Вот несколько примеров того, что можно сделать:
ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ
- Калибруйте, калибруйте, калибруйте. Убедитесь, что вы хорошо понимаете, на каком уровне находятся ваши ученики и куда конкретно вы ходите их привести. Многие потрясающие эксперты иногда забывают, что то, что очевидно для них, НЕ очевидно для обычного человека. Если предполагать, что ученики обладают знаниями, которых на самом деле нет, можно вызвать у них стресс, тревожность и даже стыд. Это еще одна причина, по которой вся информация на слайдах должна быть простой и ясной.
- Будьте чувствительны и давайте много возможностей для выбора во время работы с эмоциями. Если ученик прорабатывает травму, на него может очень сильно повлиять то, что другой человек сочтет совсем безобидным.
- Высказывайте четкие ожидания, но также ищите способы дать ученикам возможность осуществить контроль над своим опытом. Иными словами, четко давайте знать, что обсуждается, а что – нет. Давать людям ощущение контроля – один из ключевых способов стресс-менеджмента.
ЧТОБЫ ВЫЗВАТЬ БОЛЬШЕ СТИМУЛЯЦИИ
- Как уже говорилось выше, предоставляйте участникам что-то необычное и неожиданное. Например, шутку или картинку, которую никто раньше не видел/слышал. Двигайтесь в неожиданном направлении. Один из ключевых моментов в виртуальном обучении для участника – тот факт, что наш мозг становится инертным. Он начинает думать, что знает, чего ожидать (или даже планирует писать емейлы во время занятия). А когда инструктор не идет по проторенной дорожке, мозг говорит «О, подождите-ка, что это?» и становится гораздо более внимательным.
- Пусть ваш голос будет мелодичным и переменчивым. Инструкторы, у которых монотонный голос, у которых мало «просодии» (то есть их тон не повышается и не понижается) хуже устанавливают контакт со своими учениками и обычно не обеспечивают мозг достаточной стимуляцией. Если вы не уверены в своем голосе, пусть вас послушает друг, которому вы доверяете, и даст вам обратную связь. А затем практикуйте!
- Выражайте собственный энтузиазм по отношению к теме. Один из моих любимых учителей – Роберт Сапольский из Стэнфорда. Он читает лекции по биологии, и они неизменно захватывающие. Он делает многое из того, о чем я тут написал, но есть один момент, который превосходит их все – он без ума от того, чем занимается. Его энергия и энтузиазм имеют такой же эффект, как если бы он большим ярким маркером выделял то, о чем говорит. (Он также отлично рассказывает истории, с множеством сенсорных деталей).
#5. Создавайтеличную важностьВозможно, я приврала, когда сказал, что пункт №1 (устанавливать контакт) – самое главное, потому что возможно, что самый важный пункт – именно этот. Нашему мозгу приходится перерабатывать столько информации, что у нас должен быть какой-то способ сортировки того, что до него доходит, а что нет. (Кстати, это в-основном работа ретикулярной активирующей системы).
Суть в том, что большинство из нас склонны быть внимательными и усваивать информацию в той мере, в какой эта информация важна лично для нас. Этот аспект обучения превосходит все остальные, в том числе стили обучения и все остальное, о чем я писал в этой статье.
Если вы правда хотите/вам нужно что-то узнать, вы прочтете даже плохо написанную инструкцию к пылесосу. А если нет (потому что ваш мозг маркировал эту информацию как «нерелевантную»), даже танцующие слоны не помогут. Это важный момент в любом процессе обучения, но дистанция между людьми в онлайн обучении может его усугубить– и именно поэтому я считаю, что в этом случае еще важнее обращать на это внимание.
Вот несколько примеров того, что можно сделать:
- Пусть ученики привяжут обучение к чему-то реальному в их собственной жизни. Я заметила, что даже когда мне это кажется очевидным, иногда мозг не устанавливает эту связь - пока не начнешь ее искать. Это можно сделать, попросив людей печатать примеры в чат и проговаривать некоторые из них. Или пусть один-два человека поделятся какой-то историей, и/или приглашайте их в комнаты для общения, где они могут обсудить какую-то тему, а потом вернуться и поделиться тем, что оказалось важным.
- Просто продолжайте спрашивать: «А каким образом это важно для вашей работы, жизни, отношений и пр.»? Это также подготовит их к тому, что вы будете задавать такой вопрос, чтобы они учились слушать и обнаруживать еще большую важность для себя.
- Спрашивайте: «Когда это будет важно знать/понимать?»
- Используйте образы и примеры, которые отражают большой срез общества, и особенно то сообщество, членам которого вы преподаете. Один способ сделать так, чтобы все это НЕ имело личной важности – использовать образы и примеры, которые не отражают реальность людей, их этничность и пр.
- Рассказывайте реальные, аутентичные, настоящие истории из собственной жизни. Потому что в какой-то точке опыт разных людей очень похож. Ваши борьба и боль, если вы их не приукрашиваете и рассказываете про них искренне, могут откликнуться и кому-то еще, и этот человек увидит важность этой истории для его собственной жизни. Однако помните про момент, описанный выше. Если это так-называемая «проблема первого мира», то ваша история может дать результат, обратный желаемому.
Желаю вам продуктивного обучения и прочного контакта – независимо от того, каким именно образом вы взаимодействуете с людьми.