— Начнем с начала: что такое эмбодимент?
Существует масса определений этого термина. Это признание того факта, что мы телесны и что тело — это не такси для мозга и не собрание органов, тело — не объект. Это переживание собственной телесности и наш субъективный телесный опыт.
Человек привык думать, что сначала рождается мысль, а потом происходит действие. Но зачастую телесные привычки, которые мы натренировали в течение жизни, дают импульс мыслям, способу реакций, тому, как мы добиваемся целей и строим отношения.
— Современная культура правильного питания во многом сводится к контролю за тем, что и как есть. Как услышать свое тело, а не контролировать его?
Осознанное питание и диетическое питание — это разные вещи. Ценность эмбодимент-парадигмы в том, что можно через что угодно — как человек говорит, берет в руки предметы или выстраивает отношения с едой — выйти на одинаковые телесные и психологические паттерны.
Может быть, у человека такие жизненные обстоятельства, что еда — это единственное, что он ощущает возможным контролировать. Довольно часто все расстройства пищевого поведения как раз связаны с темой контроля. А может быть, для него еда — это единственный способ доставить себе удовольствие.
Еда для человека — это очень редко просто еда, то есть получение каких-то нутриентов для поддержания жизнедеятельности. Фактически люди, как живые существа, задаются двумя ключевыми вопросами: как оставаться в безопасности и как быть любимыми? Для одного человека отношения с едой — это нахождение ответа на первый вопрос. Для другого еда связана с заботой о себе, то есть с любовью. Для третьего — это способ быть не одному. Для четвертого — возможность заработать определенный статус: модные инстадевы предпочитают вегетарианство, и я тоже буду.
— Можно ли тогда, обращая внимание на то, что и как ты ешь, узнать что-то о себе? И можно ли превратить это в медитативный ритуал?
Конечно. Большое количество канонических медитаций связано с едой. Например, медитация на изюминку: взять три-четыре изюминки, медленно положить их в рот, исследовать их вкус, форму и свои ощущения при этом. Это одна из форм развития осознанности. И в принципе развития наблюдения. Как я ем? Быстро или медленно? Жую тщательно или заглатываю? Различаю вкусы или мои рецепторы забиты и я уже мало что различаю? У современного человека в принципе дифференциация вкуса в силу большой сенсорной нагрузки очень слабая.
Любые практики развития внимательности тренируют «мышцу» наблюдения. С развитием этого навыка человек учится замедляться, замечать происходящее, ставить на паузу и задавать себе вопросы. Можно открыть холодильник и спросить себя: а вот это я хочу? А я вообще есть хочу? Может быть, мне скучно? Может быть, мне тревожно? Может быть, я хочу пить? Может быть, мне поговорить с кем-нибудь хочется?
— Предположим, я не ем булочки, но увидела одну в кафе — и ужасно захотела съесть. Происходит внутренний конфликт. Как себя поддержать и на что обратить внимание?
Есть такое выражение: тело не врет. Это неправда, тело врет. Спросите любого алкоголика.
Предположим, захотелось булочку, гамбургер или, если говорить не только о еде, какую-то одежду из магазина, что угодно. Что мы делаем телом? Подаемся вперед. Физиологически эта реакция похожа на реакцию стресса. И для стресса, и для состояния «хочу-дайте-мне-немедленно» срабатывают одни и те же инструменты стрессоустойчивости. Их миллион: иногда достаточно из такой направленной позы выйти в вертикальное положение. Иногда нужно сделать несколько вдохов и выдохов, встряхнуться, потрясти руками или головой. Стряхнуть с себя наваждение и спросить еще раз: я по-прежнему хочу это или хочу уже чуть меньше?
Даже если человек поймет, что хочет съесть булочку, и съест — за этим не последует никакой кары небесной. Это можно сделать с благодарностью к людям, которые ее приготовили, и природе, где эти продукты были выращены.
— Есть ли какие инструменты, чтобы почувствовать, а как мне хорошо? И не действовать на автомате.
Стараться наблюдать за своими автоматизмами. Учиться замедляться. Учиться обращать внимание на то, что и как я делаю. Буквально. Какие действия совершаю, какие ощущения происходят в теле.
Если не получается понять, как хорошо, давайте сначала научимся различать, как мне нормально, а как мне плохо? А потом, может быть, где-то по дороге найдем, как хорошо.