Даже если вы застряли в "рептильности" вашего тела, у вас все еще есть вопрос насколько вам безопасно с теми, кому вы доверяете. В терминах травмы, те, у кого была история жестокого обращения, имеют трудности связи с другими, но они делают вещи, которые связывают их с другими. У людей как будто возникает образ сверху вниз [от разума к телу] с объяснениями насколько им нравится то, что они делают, даже, если в теле возникает защитная реакция. Это как в интимных отношениях, когда один человек хочет обнять другого, а этот другой вроде и хочет обняться, но его тело ощущает протест. Возникает иллюзия, что вы будете в безопасности, когда окажетесь в руках другого, но ваше тело говорит вам, что это слишком опасно. Это очень похоже на мечту конспиролога. В реактивной модели люди хотят оказаться в мире, где все думают так, как они предполагают. Речь идет о желании снизить градус неопределенности. Другие, кто оказывается на противоположной стороне мира, даже представить себе не могут степень снижения неопределенности, потому что они не видят реального плана.
Для понимания динамики, как человек может быть соединен с кем-то и действовать от всего сердца?
С точки зрения поливагальной терии, если вы способны транслировать безопасность и доверие, вы не расстроены, у вас нет хриплого голоса, вы способны слушать и слышать точку зрения других людей, не оспаривая, то такое поведение очень хорошо воздействует. Потому что мы люди. А если что-то нарушает наши ожидания, мы начинаем чувствовать угрозу.
Проблема в том, что есть способы удержать людей, чтобы они не проваливались в своих состояниях, но вам нужен суперчеловек, который это осуществит. Я называю таких людей супер ко-регуляторами. В жизни мы сталкиваемся с такими людьми. Когда такой человек появляется в комнате, вы чувствуете себя перед ними обезоруженным, вам просто с ними хорошо и удобно. Они улыбаются, это такой стиль руководства и общения, которым обладают некоторые психотерапевты. Такие люди супер ко-регуляторы, они очень эффективны и способны вывести клиента из состояния угрозы. Вы совершаете с ними терапевтическое путешествие. Это особенно ценно в мире травмы, потому что такие люди дают возможность вам быть в достаточной безопасности и вернуться обратно в свое тело, стать защищенными. Иногда, своим поведением они могут вызывать триггеры у клиентов, но они эффективны.
Возвращаясь к теме конспирологии и прочих процессов, происходящих в обществе, важно помнить: люди, которые против брекзита, вакцинации, и т.д. - их тело находится в состоянии защиты. Такая физиология меняет способность интерпретировать выражение лица и тоны голоса. И приходится бороться с тем, что мешает людям успокоится. Когда вы чувствуете жизнеспособность проявляемой людьми агрессивности, что происходит с вашим лицом? Скорее всего, ваше лицо становиться чистым листом [нейтральным, ничего не выражающим]. И что тогда происходит с другим человеком, который сталкивается с вашим нейтральным лицом? Он интерпретирует его как агрессию. Потому что, когда человек находится в состоянии защиты, ваше лицо не кажется ему нейтральным. Срабатывает механизм выживания. Утрачивается способность различать, скажем, страх и гнев. И это проблема, потому что при многих психических расстройствах различение страха и гнева является компромиссом.
В разговоре Алекс обратился к своей личной истории, вспомнив инцидент со своей десятилетней дочерью. У Алекса трое девочек, дети спорили из-за цвета расчески. Он предложил двум девочкам выбор вслепую. Когда одна из дочерей сделала выбор, и расческа оказалась не того цвета, она психанула, выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Алекс поговорил с женой о том, как выйти из положения, и жена предложила поговорить с девочкой, проникшись ее состоянием. Алекс, начав разговор с ребенком, обнаружил, что девочка уже забыла о ситуации и сочла его поведение немного странным. У Алекса возник вопрос – его позиция как отца была связана больше с задачей удержания границ, важно было поговорить с ребенком о неприемлемости такого поведения, но вот насколько эмпатичный подход может быть действенным в такой ситуации?
Позиция Стивена – быть держателем границ с детьми, особенно из роли отца. Если мама может позволить то, что хочется делать ребенку, то отцу стоит удерживать границы. И это про роль. Есть немного путаницы в том как быть хорошим ко-регулятором своему ребенку, когда он не совсем освоил навык саморегуляции. Мы запускаем процесс саморегуляции до того, как нервная система освоила ко-регуляцию. Когда система ко-регуляции освоена, тело ребенка автоматически откликается "ты мне больше не нужен, я могу сам регулировать свое состояние", такое происходит тогда, когда у ребенка уже есть достаточно сформированный образ любящего отца или матери, благодаря чему ребенок способен самостоятельно стабилизировать свое состояние. Но когда такого образа не хватает, ребенок может вернуться назад к родителям, так сказать назад в лабораторию. Суть в том, что мы думаем, что это обучающий мир, обучающая модель. Стивен сослался в примере Алекса на поведение жены, которая предложила Алексу поговорить с ребенком, чтобы на уровне эмпатии выяснить, что происходит с чувствами и состоянием девочки. Тело тоже нуждается в обучении. Тело дочери Алекса тоже обучалось. Похоже, в ситуации присутствовало нарушение определенного типа доверия, где было сформировано видение девочки, что "все, что делается вокруг нее, должно быть хорошо только для НЕЁ" несмотря на то, что в семье есть еще две ее сестры. Стивен предположил, что, возможно, ребенку предстоит разобраться с тем как договариваться с другими.