Травма замалчивания

Конспект интервью Зайны Рэтти
  • Зайна Рэтти
    интерсекционный психотерапевт и консультант по вопросам гендерного, сексуального и отношенческого многообразия, расовой и этнической принадлежности, полиамории
Мы продолжаем знакомить вас с серией интервью с различными экспертами от команды проекта "Осознанная жизнь". Эта серия интервью раскрывает разнообразие подходов к исцелению травмы.

Конспект интервью соведущей конференции по травме Джайи Бристоу с терапевтом Зайной Рэтти.

Зайна Рэтти [Zayna Ratty] - интерсекционный* психотерапевт и консультант по вопросам ЛГБТК+, GSRD (Gender, Sex & Relationship Diversity), расовой и этнической принадлежности, полиамории. Она также является гипнотерапевтом, ведет программы по отношениям, консультант по психическому здоровью, живет и работает в Великобритании.

*интерсекционный подход [INTERSECTING IDENTITIES] - взгляд на человека, подразумевающий множественность взаимодействующих индентичностей [например, гендер, раса, возраст, сексуальность, физические возможности и т.д.]
Эта беседа посвящена травме замалчивания и травме, которая создается в результате замалчивания. И для начала стоит разобраться – что стоит за понятием "травма", что кроется за понятием "замалчивание", и почему мы можем что-то замалчивать. Говоря об этой теме, важно отметить значение процессов, связанных с памятью, сознанием и переключением кодов. Замалчивать не означает врать – многие предпочитают так думать, но это не так. Замалчивание, в первую очередь, это отказ говорить о чем-то. Не стоит его путать с парадоксом в отношениях, когда мы что-то пытаемся скрыть, думая, что нас могут неправильно понять. Людям кажется, что они хорошо нас знают, хотя это не так на самом деле. Нас беспокоит то, что может произойти, когда правда о нас выйдет наружу. Работа с замалчиванием и поддержка людей в том, чтобы они осмелились посмотреть на это явление в долгосрочной перспективе, может стать ключевым подходом в процессе исцеления травмы.

Зайна упоминает такое понятие, как переключение кода. Переключение кода, по мнению Зайны это такое изменение поведения, которое направлено на выживание. Технически это когда возникает связь между внешними обстоятельствами [например, запах или вкус] и прошлыми травмирующими событиями.

Переключение кода — это бессознательная реакция на ситуацию. Например, это могут быть действия, когда мы усиливаем самоконтроль в отношении своего поведения, когда реагируем на ситуацию гораздо тише обычного или наоборот мы ведем себя громче обычного. Это может быть связано со стремлением избежать негативного стереотипа ассоциированного с нашей идентичностью – гендером, сексуальностью, отношениями, религиозной принадлежностью, политическими взглядами. Мы используем переключение кода, когда групповые предубеждения важны и мы не хотим быть отвергнутыми. Но если мы часто так поступаем, то нас ждут негативные последствия. Такое поведение отдаляет нас от себя настоящих. В некоторых случаях нам это действительно необходимо, чтобы защитить себя при систематической институциональной или личной дискриминации. Такого рода бдительность, когда мы всегда готовы к потенциальной дискриминации, жестокому обращению или отвержению, где мы также готовы к постоянному переключению кодов, постоянному избеганию стереотипов - эмоционально истощает. В конечном счете, такое поведение не меняет ничего, оно не отменяет ваше отличие от других и не меняет вашу непохожесть.

В работе с клиентами Зайна обычно побуждает клиентов не замалчивать, потому что именно от этого зависит прогресс в работе.
Причиной замалчивания может быть чувство небезопасности. Возможно человеку не очень нравится пространство, в которое он пришел поработать, или оно просто ему не подходит.
Обратите внимание, что говорит человек. От многих клиентов можно слышать, например, "меня слишком много", "меня недостаточно", "даже если я говорю что-то подлинное, я не чувствую себя видимым", "что-то я чувствую себя не очень хорошо". Также это может быть реакция страха. Особенно это касается нестандартных людей, здесь нередко можно столкнуться с маскировочным откликом.

Мы ждем типичных реакций, мы хотим, чтобы люди просто сидели и вели себя спокойно, хотим, чтобы они просто жаловались. Все эти ожидания действуют против нормального функционирования непохожего на других человека. Речь идет о чувствительности к неприятию, это может быть еще одной особенностью их непохожести. Еще мы можем продолжать замалчивать, потому что мы живем приняв себя. Возможно, вы сказали себе правду, но вам трудно рассказать эту правду другим. Вы можете оказаться в ситуации, когда процесс раскрытия информации просто невозможен – быть открытым, прозрачным, быть тем, кто ты есть в условиях, когда ты вынужден делать каменное лицо — это тоже про замалчивание. У вас может быть что-то, незаметное другим, но что систематизируется в обществе — неочевидные физические ограничения, особые отношения с гендером или сексуальностью, любой тип отличия, разнообразия, который маргинализируется.

Например, я могу скрывать свои сексуальные предпочтения, но я не обязательно буду скрывать расовую или этническую принадлежность. Даже если человек обладает стигмой сокрытия, совсем не обязательно, что он захочет принести ее в работу со специалистом. Человек может прийти поработать, например, с запросами, "я не хочу быть эгоистичным" или "я не хочу занимать место и пространство". Зайна называет такую позицию быть "центрированным на себе", а не "быть эгоцентричным". Мы не эгоистичны, мы центрированы на себе для того, чтобы быть стабильными, устойчивыми, заземлёнными и знать кто мы.
Самая важная причина, по которой люди выбирают замалчивание, состоит в том, что люди рассматривают уязвимость как собственную слабость, считает Зайна. Самая сильная вещь, которую может позволить себе человек — это быть уязвимым с тем, которому он доверяет, пригласить людей познакомиться с своей подлинной идентичностью.
Мы не любим, когда сваливают вину на других, нам не нравится, когда осуждают и поэтому мы иногда скрываем свои пробелы, чтобы избежать осуждения. Даже несмотря на то, что раскрытие может иметь позитивное влияние на вас, автоматически мы считаем это негативным явлением. Стыд, вина также являются причиной того, что люди предпочитаю замалчивание.

Очень важный аспект – доверие другому. Но не всегда бывает безопасно быть собой, быть открытым. Почему еще люди принимаю решение замалчивать или переключать коды?

Ваш мозг может взять на себя такую работу, особенно, если "держать лицо" для вас очень привычное состояние. Зайна продемонстрировала следующую иллюстрацию [см.ниже] и цитату Карла Юнга "Пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет направлять вашу жизнь, и вы будете называть это судьбой".
Многие знакомы и знают про сознательное, подсознательное и бессознательное. Если вы слушаете, читаете эти строки прямо сейчас, видите слайд, то вы находитесь в сознательном состоянии. Проделана большая работа по переносу из бессознательного через подсознание в сознательное. Мы понимаем почему мы принимаем те решения, которые принимаем, почему мы выбираем замалчивать или не замалчивать. Сознательное включает все наши чувства - вы можете видеть нас прямо сейчас, вы можете слышат нас прямо сейчас [прим. в случае, если вы просматриваете видео материал], вы можете видеть слайд презентации.

Подсознательное это про информацию, лежащую чуть ниже поверхности сознания. Если вы посмотрите на пунктирную линию ниже уровня воды [изображение выше] это и есть наше подсознание. Еще ниже и глубже – это наше бессознательное, куда входят наши мысли, воспоминания, желания, влечения, и т.д., что находится ниже нашего сознательного осознания. Поведение, по-видимому, возникает здесь и здесь же можем говорить о замалчивании, где вы даже можете не осознавать, что вы скрываетесь. Мозг может сыграть с нами небольшую шутку, когда мы думаем, безопасно это место или небезопасно. Он может приводить нас к воспоминаниям, потому что речь идет не о сомнениях или осуждении. Память и воспоминания субъективны.

На рисунке ниже изображено как устроена память.
Память не линейна. Мы можем что-то запомнить одним образом, а случившееся происходило иначе. Память влияет на то, как мы реагируем и отвечаем - замалчиваем, скрываемся ли или наоборот демонстрируем. Важно помнить, что память чрезвычайно сложна. Это не просто воспоминания. Память может также осознаваться и не осознаваться. Зайна чаще всего говорит об эпизодической памяти – памяти на конкретные эпизоды жизни, и семантической – речь о чистых знаниях, передающихся из поколения в поколение. У нас даже есть процедурная память, когда мы можем подумать "возможно, мне стоит это скрыть" при определенных эмоциональных условиях.

Наш мозг выискивает паттерны и когда он их находит, может происходить много разного, как, например, травматичные проявления. На следующем рисунке можно увидеть примеры того, как может проявляться травма.
Она может проявляться как изоляция, хаос, бессонница или через комплекс вины, когда все что ни происходит в жизни человека он рассматривает как собственные ошибки и винит за них себя. Возможно, когда-то человек совершил ошибку и в силу обстоятельств в его памяти закрепилось представление о том, что в ситуации любой ошибки вина ложится на него, человек начинает испытывать чувство вины или стыда. Хроническое чувство стыда более разрушительно, чем комплекс вины. Зайна чуть позже обратится к этой теме.

У людей могут возникать проблемы с коммуникацией, или чрезмерная осторожность, или наоборот, полное игнорирование опасности. Человек может реагировать вместо того, чтобы откликаться: такое реагирование говорит об очень сильных эмоциях, идущих из бессознательного нашей долгосрочной памяти, заставляющих человека реагировать вместо того, чтобы откликаться через действие. Стоит в таких случаях остановиться и сделать шаг назад, чтобы обдумать действие и определить последствия действий. Зайна перечислила все, указанные в ее списке, признаки травмы. В конечном итоге, все эти реакции начинают действовать сообща, формируя наш опыт травмы и закрепляют замалчивание независимо от того, является оно травматичным или нет.
Ведущая упомянула, что среди специалистов бытует мнение о существовании большой и малой травмы, а также одного большого общего для всех травматичного события, которое формирует травматический отклик в теле. В большей степени сильнее всего такие процессы затрагивают людей, уже находящихся в подавленном состоянии, людей, принадлежащих маргинализированным группам, которые подвергаются постоянной микро-агрессии.
Травма не всегда результат одного сильного события, она может возникать через аккумуляцию постоянно повторяющихся микро-действий и событий. Также травма может быть результатом межпоколенческой травмы, которую можно обнаружить, в том числе, среди маргинализированных сообществ. Пережитая в прошлом, при взрослении травма может всплыть и стать частью вашего сознательного, частью вашего нарратива. Она может быть разнесена [прим. по времени и последовательности] по-разному.

Единственное понятие, которое требует пристального внимания – это источник травмы. Травма может быть коллективной, она может быть индивидуальной, а может объединять в себе и то, и другое. Зайна упоминает пандемию, как пример коллективной травмы, которая затронула много других слоев личного травматичного опыта. Кроме того, возникали процессы стигматизации по отношению к инфицированным и по вопросу всеобщей вакцинации населения. Любое спорное отличие, отклоняющееся от стандартных представлений, вероятнее всего может стать травмирующим.

Собеседницы затронули тему, связанную с профессиональной сферой. Помня о многослойности травмы, когда вам задают вопрос "как вы?", отвечаете ли вы из себя истинного? Зайна обратила внимание, что в момент ответа стоит посмотреть на свой паттерн – отвечаете ли вы из прошлого, либо отвечаете, находясь в состоянии "здесь и сейчас", или вы отвечаете из будущего. То есть отвечаете ли вы из своего беспокойства о чем-то в будущем, удерживаете ли вы в себе травму прошлого или же вы демонстрируете какой вы прямо сейчас. Этот простой вопрос звучит ежедневно. Самое интересное, что мы иногда не знаем, почему возникает этот вопрос, действительно ли вас интересует состояние другого человека?

Есть ли что-то, что может помочь нам иметь дело с замалчиваем и как мы можем восстанавливаться? Зайна предложила рассмотреть следующую схему.
Тело показывает, насколько легко можно уходить в замалчивание, насколько легко можно вызвать историческую травматическую реакцию. Точки А и В — линия времени, где А — чувства, события, моменты, пережитые в прошлом, и В — чувства события, моменты в которых вы находитесь в настоящем, и которые, есть вероятность, вы никогда еще ранее не переживали. Наш мозг отлично идентифицирует паттерны. У вас есть ваше сознательное, есть условия, у вас есть реакции, проявленные ранее, и у вас есть отклик — это демонстрирует иллюстрация, находящаяся посередине.

Схема внизу иллюстрации, которую Зайна обозначает, как "эмоциональная червоточина", показывает, как очень быстро и бессознательно мы можем перескочить из точки В в точку А и отреагировать в настоящем так, как это мы уже делали в прошлом, не обязательно осознавая почему. К слову, даже сценарий может не повторяться. Все просто возникает в вашем сознании — кейс такой-то, я чувствую себя так-то и очевидно, что в этой ситуации вы должны справиться с эмоциональной червоточиной так, как это вы уже делали в прошлом, невзирая на то несет ли это действие пользу для вас или нет. Механизм преодоления трудностей это просто механизм преодоления трудностей без оценки того, насколько это хорошо для вас или нет.
Ведущая отметила, что, возможно именно так травма застревает в теле. Но есть ли более здоровые способы справиться с этим?
На самом деле, Зайна считает, что этот процесс демонстрирует нас, нашу подлинность, наши границы. Она отметила, что понятие границ различно в различных культурах. То, что может считаться границами на Западе, может не работать в любом другом месте. Таким образом психотерапия неминуемо трансформирует понятие границ по всему земному шару, в зависимости от того, где она используется. Принимается во внимание культурный аспект, расовая и этническая принадлежность.

Следующее, на чем заостряет внимания Зайна, это эмоции. Зачастую клиент думает, что он использует одну эмоцию в той или иной ситуации, но так ли это? Зайна привлекает внимание к понятию эмоциональной грамотности. Каждый раз сверяйтесь, а это действительно та самая эмоция и чувство, которое вы испытываете прямо сейчас? Как вы ощущаете себя, через что эта эмоция воплощается, насколько зажата, например, ваше шея прямо сейчас. Подумайте, как вы можете улучшить и развить ваш словарь эмоций. Зайна привела в пример рисунок, на котором можно видеть колесо эмоций.
Мы способны чувствовать гораздо больше разного, чем мы думаем что способны. Например, иногда психотерапевты говорят, что гнев — это центральная эмоция. Но то, до чего мы хотим добраться, находится под ним. Нам нужно добраться до более глубоких эмоций, которые и можно изменить. Если нам удастся сдвинуть наши эмоции, мы сможем трансформировать наш отклик, запустить стимулирующее воздействие на то, что мы делаем.

Я злюсь или я расстроен? Выбрать основную эмоцию и проработать ее. Задать себе вопрос – какая из эмоций соответствует истинному мне прямо сейчас. Это точно злость? Возможно, это не просто злость. Эмоция гораздо сложнее, чем мы думали об этом раньше. Мы и есть эта самая сложность. Я в ярости или я взволнован? Как вообще ощущается разочарование, как оно проявляется в моем теле? Часто мы припоминаем наши эмоции, когда бросаемся сразу различать их и давать полное объяснение, несмотря на то, в нашем сердце, как говорится, может возникать разногласие. Постарайтесь прислушаться к себе. Зайна привела метафору автобуса — вы не единственный пассажир в автобусе, внутри очень много пассажиров. Есть много разных частей, из которых мы состоим.
Возвращаясь к вопросу стыда и вины. При работе с клиентами Зайна часто вдохновляет их разобраться с тем, является ли чувство стыда признаком вины. Зачастую стыд живет в нашем бессознательном и до этого чувства не так-то легко добраться, и мы пытаемся смещать фокус со стыда на вину.
Стыд существует в невербальном пространстве, а когда мы пытаемся что-то рационализировать, то на самом деле это признак того, что что-то храниться глубже. Через рационализацию нам трудно осуществлять трансформацию. Если подумать о чувстве вины, вина — это сила отношений. Потому что она помогает нам выражать себя, помогает чувствовать других, помогает брать ответственность, принимать во внимание нас самих, наши действия, разбираться почему я поступил тем или иным образом, со-настраиваться в диалогах. В своих сессиях Зайна использует термин "гремлины" и просит своих клиентов давать им имена, наряжать их, приглашать в пространство сессии вместо того, чтобы отказываться иметь с ними дело. Клиенты говорят со своим многообразием взаимосвязанных идентичностей. Таким образом, клиенты расширяют свою способность вмещать все свои мысли и чувства. Работа на этом не заканчивается. Каждый из нас одновременно носитель, свидетель и врачеватель своих ран. Уязвимость — это сила, и всегда ею останется. Стоит постоянно вести диалог, взаимодействовать со всеми своими частями, потому что замалчивание и манифестация травмы — это очень неудобные эмоции. Поэтому терапия важна, как инструмент, который подталкивает вас к этому. Да это не просто и тяжело, но игнорирование не поможет, попробуйте что-то, что вы никогда не делали.

Каким образом можно соблюсти баланс между сохранением безопасности, не попаданием в ретравматизацию и своей способностью оставаться самим собой?

Очень помогает воплощать свои другие части, потому что они помогаю возвращаться к себе. Когда вы что-то проигрываете, вы никогда больше в это можете не вернуться. Вы переписываете, а не повторно проигрываете — такое действие помогает избегать ре-травматизации. Многие боятся заходить в прошлые чувства, но вам не надо делать все сразу, иначе, можно испытать доминирующее чувство, либо вообще ничего не почувствовать. Это похоже на ящик Пандоры, мы не знаем, что там может быть, но там много чего храниться. Все, что вам надо сделать, лишь только чуточку приоткрыть его и посмотреть, как это выглядит, как оно ощущается, кто [какая ваша часть] хочет прийти и поговорить сегодня, кто хочет прийти и рассказать, как он себя ощущает и что он чувствует. Особенно это важно для людей из маргинализированных групп, у которых возникают проблемы с самоидентификацией. Вы и есть все эти различные люди. У каждого есть интерсесекционная идентичность, так почему бы нам не иметь интерсекционную эмоциональность, с которой можно прийти к согласию.

Так с чего же стоит начать? Зайна представляется как интерсекционный терапевт и консультант, что означает, что она работает с целостностью. На сессиях клиенты могут смеяться или плакать, позволять себе демонстрировать себя истинного. Цель Зайны, как психотерапевта, сопровождать в безопасное, но в тоже время, смелое пространство – смело начать иметь дело с тем, что вы раньше игнорировали. Поэтому очень важно найти терапевта, с которым вы можете позволить себе быть собой. Конечно, не легко прийти и вывалить содержимое вашего рюкзака, но это того стоит. Важно знать про свои травмы, не впадать в ретравматизацию, знать почему вы поступаете определенным образом и оказываетесь в определенных местах. Знание — сила, особенно, когда речь идет о знании себя.

Проявить себя истинного — очень большой вызов. Невозможно притворяться всю свою жизнь. Наградой, которую вы можете получить, может стать ваша подлинность.

Зайна пишет на Medium, ее можно найти в Twitter, больше о работе Зайны Рэтти вы можете узнать на ее сайте.
Поделиться статьей
Подписка на новости проекта
Подписка на новости проекта
Мы пишем, делясь новостями, возможностями и вдохновением