Как выбрать эмбодимент обучение
Автор: Александра Вильвовская
В первой части я предложила простые рекомендации по выбору эмбодимент-специалиста. В этой я поделюсь своими рекомендациями по выбору обучения —как же стать эмбодимент-специалистом? Приятно, что мы дожили до момента, когда этот вопрос, во-первых, вообще задается, и, во-вторых, когда уже есть большое поле, на котором можно искать ответы.
Повторю важное: "эмбодимент" сегодня — большое (огромное) поле самых разных практик, которые объединяют:

1. Внимание к телесности и развитие телесной осознанности (т.е. идеи и инструменты).
2. Общие этические представления (подробнее по ссылке выше).
3. Связь практики с жизнью (это есть не во всех практиках, но, если вы обнаруживаете, что работа со специалистом никак не влияет на то, какие вы и что можете/не можете делать в жизни, то, с большой долей вероятности, это какой-то другой, не менее прекрасный вид практики). То есть первые два пункта — это прям must have для современной эмбодимент работы, третий — часто встречается.

И, так как "эмбодимент" это большое поле совершенно разных практик работы с клиентами, то обучающих программ, готовящих таких специалистов — море. Я условно объединила их в "ядро" обучающих программ.

А. Есть большой пул программ, направленных на непосредственную работу с телом и движением:
  • широкие соматические программы (например, программы ISMETA).
  • современные программы обучения инструкторов и тичеров (йога, пилатес и т.д.).
  • программы обучающие работе в конкретном методе (например, метод Фельденкрайза, соматика Ханны).
  • программы для ведущих танцевально-двигательных практик (5 Ритмов, Open floor, FreedomDance etc), танцевально-двигательные программы широкого профиля (для России, например, это сертифицированные ТДТ-программы, программа "Интегральный танец" Александра Гиршона и др.).
По завершению этих программ, как правило, есть процедуры сертификации (часто по заявленным стандартам), дающие право именоваться специалистом в данной области, практикующим в конкретном методе/методах, и дающие право практиковать с клиентами в данном методе/методах. Таких программ очень много в мире (и есть сейчас уже заметный выбор в России), но в целом они опираются на общую базу. Такие программы, как правило, длятся от 1 года (потому что требуют личной практики). И, чаще всего, такие программы либо международные, либо опираются на международную практику.

Эти программы обучают:
1. КАК развивать телесную осознанность у клиентов.
2. КАКИМ быть специалисту (пул профессиональных качеств и навыков, включая личную практику).
3. Также эти программы (если они современные и/или соответствуют международным стандартам подготовки), как правило, trauma-awarened, т.е. включают в себя содержание про травма-информированность и построение травма-информированной практики (это норма современных программ). Так же, как правило, в этих программах уделяется отдельное внимание теме этичной работы.

В. Есть программы, фокус внимания которых не работа С телом, а работа ЧЕРЕЗ тело и движение. Эти программы обычно соотносят телесность с каким-то уже существующим форматом работы (напр., коучинг или терапия) или направлены на какую-то конкретную тему (напр, embodied activism and social justice, embodied intimacy, embodied mindfulness, развитие стрессоустойчивости/resilience etc.).

Такие программы тоже нередко предполагают сертификацию и длятся не менее полугода (тематические) или года (терапия, коучинг, тренерство), опять же, по причине необходимости личной практики.

Большинство этих программ международные или опираются на международный опыт. Некоторые программы обучения относятся к конкретным методам и имеют явные ступени и структуру подготовки (например, Somatic Coaching Института Строцци, Leadership Embodiment Венди Палмер, 5 Rings/Невербальный коучинг Стюарта Хеллера, UZAZU Дилана Ньюкомба и т.д.). К этому же типу относится и наша программа Embodied Facilitator Course.

Некоторые программы предполагают, что у вас есть прочная профессиональная база, чтобы на них обучаться. Например, программы соматической терапии травмы или конкретных методов соматической терапии (EMDR, SE и т.д.) предполагают, что вы УЖЕ терапевт и просто осваиваете соматические методы работы в конкретной теме.

Точно также в этих программах предполагаются процедуры сертификации, дающие право работать с клиентами данными методами/ в данных темах. Таких программ большое количество в мире и пока не очень много в России (думаю, двух рук хватит по пальцам пересчитать), но в целом они опираются на общую базу.

Эти программы обучают:
1. КАК включить телесную осознанность и инструменты работы через тело в уже имеющуюся практику работы с клиентами (т.е. вы УЖЕ специалист в каком-то формате/теме работы и обогащаете свою практику методами и инструментами работы через тело и движение).
2. КАКИМ быть специалисту (пул профессиональных качеств и навыков, включая личную практику).
3. Также эти программы (если они современные и/или соответствуют международным стандартам подготовки), как правило, trauma-awarened, т.е. включают в себя содержание про травма-информированность и построение травма-информированной практики (это норма современных программ). Так же, как правило, в этих программах уделяется отдельное внимание теме этичной работы.

Вы заметили, что я просто скопировала 2 и 3 пункты? Это некий стандарт обучающих программ в сфере эмбодимента, так что, ничего удивительного.

Ещё общее для этих программ (и то же, например, верно для коучинговых программ по стандартам ICF) — путь между прохождением программ в качестве студента и сертификацией как специалиста и правом обучать этому других специалистов занимает ГОДЫ. Просто потому, что научиться самому и научиться как этому обучать других специалистов разделяют годы собственной практики и специального обучения. Это разные профессиональные навыки. Все сертифицированные программы довольно щепетильны в отношении преподавания метода или темы другим специалистам.

Почему я выделяю этот пункт особо. Не знаю, как в других странах, но у России тут "особый путь" и неприятная традиция, уходящая корнями далеко в 90-е. 20-30 лет назад, когда мы были практически отрезаны от мирового процесса (язык, отсутствие интернета), а тяга к новому была огромна, многое профессиональное обучение происходило буквально "с колёс".

Я и сама в 2008 году осваивала метод Фельдекрайза по пересказам специалиста, даже не сертифицированного в этом методе, и книге (ну а чего, уроки то прописаны). Кто-то где-то что-то узнавал и 1. сразу бежал применять с клиентами, 2. бежал этому обучать других специалистов.

Сейчас, к сожалению, мало что изменилось. И если в каких-то темах (IT, SMM и ещё какие-то области) это вполне себе норма, ибо это все "хард скиллз" (можно, вообще говоря, и книжку почитать или в сообществе потусить и нахвататься — я так маркетинг осваивала в начале 2000х), то в сфере работы с человеком такая стратегия превращается в испорченный телефон и угрозу жизни и здоровью (и я уже вижу как это происходит, например, с приемами Пола Линдена).

Это устойчивый паттерн наших культурных реалий (я не специалист, но я вас научу как быть специалистом, у меня нет права преподавать это/я не учился это преподавать, но это не беда, я и вас научу делать это с людьми). И, если 15-20 лет назад это можно было хоть как-то объяснить недоступностью обучающих программ, то сейчас, когда программы уже есть в России и доступны, или есть за рубежом и тоже доступны, если надо, а если границы закрыты, то есть, в конце концов, интернет и возможность преодолеть языковой барьер — всё это уже категорически неприемлемо в нормальном профессиональном сообществе. Мы же всё ещё говорим о профессиональных программах, правда?

РЕЗЮМЕ:

Таким образом, есть два типа программ, которые составляют условное "ядро" современного эмбодимент-обучения.

Все они сфокусированы на развитии телесной осознанности, подчеркивают этику и (многие) связывают клиентский опыт, полученный в ходе работы, с решением жизненных задач клиента. Также большинство этих программ подразумевают сертификацию по ясным критериям, личную практику в ходе обучения; предполагают дальнейший профессиональный рост через программы следующего уровня и/или взаимодействие в профессиональном сообществе. На рисунке они находятся внутри цветной фигуры.


2. Есть обучающие программы, которые располагаются по границе/за границей этого ядра. Я весьма произвольно раскидала разные типы учебных программ в пространстве вокруг и выделила то, что кажется мне ярким или очевидным примером.

А.
Есть программы, которые используют обращение к телесности, но каким-то своим образом. Это не значит, что это "плохие" и "неправильные" программы или там не надо учиться. У всех программ свои задачи. Например:

  • хорошо известная история про НЛП (его нет на картинке). При том, что НЛП использует обращение к телу, в этом методе нет задачи развития телесной осознанности и "возвращения клиента в тело". В этом одно из идеологических отличий метода НЛП от эмбодимент-работы.
  • разнообразные эзотерические штуки и неотантра. Единственное что я имею против неотантры — огромные проблемы с этикой в большинстве известных мне примеров, а так, ради бога, есть вполне себе этичная неотантра (просто её мало и она почти вся не на русском).
Эзотерика, в принципе, вообще про другое, другая картина мира. Впрочем, если вы верите в тетахилинг и прочие целительские практики или используете эту картину мира и приёмы, переосмысляя их в соединении с другими методами, в т.ч. базирующимися на научных представлениях, то это уже просто другой уровень персонального и профессионального развития.

В. Есть программы, которые, опять же, вроде как обращаются к телу, но их фокус внимания скорее на чём-то другом, нежели развитии телесной осознанности. Например, сюда можно отнести:

  • различные программы по soft skills или конкретным телесным навыкам, например, работа с голосом. Среди них есть более современные и совпадающие по картине мира и этике с современными представлениями, принятыми в эмбодимент мире, и менее.
  • программы, обучающие специалистов конкретным видам телесной работы: это могут быть методы бодиворка/массажа или конкретные телесные практики (напр., йога-тичерский курс или подготовка фитнес-тренеров или специалистов по питанию). Часть из них по своим идеям, картине мира и структуре подготовки могут вполне оказаться эмбодимент-программами, но это совсем необязательно (и реально такие программы буквально на перечёт).

С. Есть программы обучения, которые описала как "маргинальные доморощенные".

Тут важно оговориться: многие программы, до того как попасть в современное "ядро" в какой-то момент считались маргинальными, а потом уточнились, влились в развивающееся профессиональное сообщество и теперь выглядят вполне уважаемо и респектабельно. Но, что важно: для того, чтобы проделать этот путь, авторы методов (а это всегда авторские изобретения) долгое время плотно соотносились со знаниями и опытом в профессиональной сфере.

Таким путем, например, двигался метод UZAZU в течение более 15 лет, и только сейчас внутри этого метода стала проступать система обучения специалистов. Многие практики попросту не имеют системы обучения специалистов — только клиентскую работу (например, недавно я узнала про практику эмбодимент-бурлеска). В основном же здесь находятся какие-то своеобразные обучающие программы, часто оторванные от большого международного контекста эмбодимент профессии. Это не значит, что обязательно плохие или учат плохому. Но, обращая на них внимание и выбирая их, стоит уточнять, имеет ли это обучение отношение вообще к профессиональному полю эмбодимента или это такая "вещь в себе" (не обязательно плохая, просто не связанная с современным профессиональным контекстом). Или вовсе очередной "изобретённый велосипед".


РЕЗЮМЕ:


Не все обучающие программы сегодня можно назвать собственно "эмбодимент" программами.

  1. Есть прекрасные обучающие программы, которые не ставят своей задачей научить как развивать телесную осознанность у клиентов, но обучают чему-то другому полезному.
  2. Есть программы, которые не совпадают с современными представлениями о теле и телесности (у них своя картина мира) или не говорят со студентами об этике работы, не учат работать этично. Есть программы, которые на сегодня как будто никаким образом не связаны с большим профессиональным полем и нередко даже не знают о его существовании.

Подводя итоги и отвечая на вопрос на что ориентироваться при выборе профессионального обучения в сфере эмбодимента, важно обратить внимание на следующее:

1. Относится ли эта программа явным образом к программам "ядра" или это программа учит чему-то еще? Не всё, что про тело — это эмбодимент. Не всё, что про тело — обязано называться эмбодимент (и лучше бы не называлось). Попадает ли программа в "ядро" или нет можно понять по тому, какие темы есть в учебном плане, какие задачи ставятся перед программой. Ориентиры: телесная осознанность, этика.

2. Соотносится ли эта программа с международными программами или международным опытом? Обычно это либо явным образом указывается, либо (если вы в контексте) видно из содержания программы. Ещё один ориентир — имена, упоминаемые в программе или в списке литературы. К сожалению, пока очень немногое сегодня переведено на русский.

3. Предполагает ли обучение на программе личную эмбодимент-практику. Это просто must have по сегодняшним стандартам обучения в этой области. Именно личную практику (развитие собственной телесной осознанности), а не тренировку приемов работы в ходе обучения.

4. Преподаватели — кто они и на каких основаниях предлагают это обучение? У кого и где учились сами? Почему вдруг предлагают обучать других?
Как правило, в российской практике есть несколько основных вариантов:
  • программа реализуется привозными тренерами, российская сторона обеспечивает реализацию
  • российские преподаватели обучались на международных программах, учились преподавать через специально организованное ассистирование и получили право преподавать дальше (так, например, училась я)
  • преподаватели программы обучались в такой же или аналогичных учебных программах, а также прошли специально организованное обучение в программах уровня "тренер тренера" в международных или российских программах и имеют официальное право обучать других специалистов
  • российская программа с русскоязычными тренерами аккредитована в международной ассоциации, преподаватели обучались в программах такого же уровня (аккредитованных) и программа имеет возможность/необходимость супервизироваться/находится под патронажем.
5. Предполагает ли программа процедуру сертификации и что в нее входит? Предполагает ли завершение программы дальнейшее профессиональное развитие через учебные программы или во взаимодействии с сообществом специалистов?

Я бы рекомендовала ориентироваться на эти 5 критериев, если вы хотите добавить эмбодимент компетенции и квалификации в свою работу. Эти ориентиры, безусловно, не панацея. Но они, по крайней мере, могут отчасти гарантировать, что то обучение, на которое вы потратите деньги и время, будет эмбодимент обучением, в результате которого вы будете полезным и безопасным для клиентов специалистом. А то, чему вы научитесь, будет соответствовать уровню развития профессионального поля, а не чему-то из серии "Рабинович напел".


С искренним пожеланием специалистам найти свои обучающие программы, а программам — выпускать высококлассных разных специалистов, помогающих менять мир к лучшему (чтобы это ни значило).
  • Александра Вильвовская
    Руководитель проекта "Тело — в дело" и международой обучающей программы Embodied Facilitator Course Russia. Специалист по решению задач через тело и движение.
Поделиться статьей
Подписка на новости проекта
Подписка на новости проекта
Мы пишем вам раз в две недели, делясь новостями, возможностями и вдохновением