Повторю важное:
"эмбодимент" сегодня —
большое (огромное)
поле самых разных практик, которые объединяют:
1. Внимание к телесности и развитие телесной осознанности (т.е. идеи и инструменты).
2. Общие этические представления (подробнее по ссылке выше).
3. Связь практики с жизнью (это есть не во всех практиках, но, если вы обнаруживаете, что работа со специалистом никак не влияет на то, какие вы и что можете/не можете делать в жизни, то, с большой долей вероятности, это какой-то другой, не менее прекрасный вид практики). То есть первые два пункта — это прям must have для современной эмбодимент работы, третий — часто встречается.
И, так как "эмбодимент" это большое поле совершенно разных практик работы с клиентами, то обучающих программ, готовящих таких специалистов — море. Я условно объединила их в
"ядро" обучающих программ.
А. Есть большой пул программ, направленных на непосредственную работу
с телом и движением: - широкие соматические программы (например, программы ISMETA).
- современные программы обучения инструкторов и тичеров (йога, пилатес и т.д.).
- программы обучающие работе в конкретном методе (например, метод Фельденкрайза, соматика Ханны).
- программы для ведущих танцевально-двигательных практик (5 Ритмов, Open floor, FreedomDance etc), танцевально-двигательные программы широкого профиля (для России, например, это сертифицированные ТДТ-программы, программа "Интегральный танец" Александра Гиршона и др.).
По завершению этих программ, как правило, есть процедуры сертификации (часто по заявленным стандартам), дающие право именоваться специалистом в данной области, практикующим в конкретном методе/методах, и дающие право практиковать с клиентами в данном методе/методах. Таких программ очень много в мире (и есть сейчас уже заметный выбор в России), но в целом они опираются на общую базу. Такие программы, как правило, длятся от 1 года (потому что требуют личной практики). И, чаще всего, такие программы либо международные, либо опираются на международную практику.
Эти программы обучают: 1. КАК развивать телесную осознанность у клиентов.
2. КАКИМ быть специалисту (пул профессиональных качеств и навыков, включая личную практику).
3. Также эти программы (если они современные и/или соответствуют международным стандартам подготовки), как правило, trauma-awarened, т.е. включают в себя содержание про травма-информированность и построение травма-информированной практики (это норма современных программ). Так же, как правило, в этих программах уделяется отдельное внимание теме этичной работы.
В. Есть программы, фокус внимания которых не работа С телом, а работа ЧЕРЕЗ тело и движение. Эти программы обычно соотносят телесность с каким-то уже существующим форматом работы (напр., коучинг или терапия) или направлены на какую-то конкретную тему (напр, embodied activism and social justice, embodied intimacy, embodied mindfulness, развитие стрессоустойчивости/resilience etc.).
Такие программы тоже нередко предполагают сертификацию и длятся не менее полугода (тематические) или года (терапия, коучинг, тренерство), опять же, по причине необходимости личной практики.
Большинство этих программ международные или опираются на международный опыт. Некоторые программы обучения относятся к конкретным методам и имеют явные ступени и структуру подготовки (например, Somatic Coaching Института Строцци, Leadership Embodiment Венди Палмер, 5 Rings/Невербальный коучинг Стюарта Хеллера, UZAZU Дилана Ньюкомба и т.д.). К этому же типу относится и наша программа Embodied Facilitator Course.
Некоторые программы предполагают, что у вас есть прочная профессиональная база, чтобы на них обучаться. Например, программы соматической терапии травмы или конкретных методов соматической терапии (EMDR, SE и т.д.) предполагают, что вы УЖЕ терапевт и просто осваиваете соматические методы работы в конкретной теме.
Точно также в этих программах предполагаются процедуры сертификации, дающие право работать с клиентами данными методами/ в данных темах. Таких программ большое количество в мире и пока не очень много в России (думаю, двух рук хватит по пальцам пересчитать), но в целом они опираются на общую базу.
Эти программы обучают:1. КАК включить телесную осознанность и инструменты работы через тело в уже имеющуюся практику работы с клиентами (т.е. вы УЖЕ специалист в каком-то формате/теме работы и обогащаете свою практику методами и инструментами работы через тело и движение).
2. КАКИМ быть специалисту (пул профессиональных качеств и навыков, включая личную практику).
3. Также эти программы (если они современные и/или соответствуют международным стандартам подготовки), как правило, trauma-awarened, т.е. включают в себя содержание про травма-информированность и построение травма-информированной практики (это норма современных программ). Так же, как правило, в этих программах уделяется отдельное внимание теме этичной работы.
Вы заметили, что я просто скопировала 2 и 3 пункты? Это некий стандарт обучающих программ в сфере эмбодимента, так что, ничего удивительного.
Ещё общее для этих программ (и то же, например, верно для коучинговых программ по стандартам ICF) —
путь между прохождением программ в качестве студента и сертификацией как специалиста и правом обучать этому других специалистов занимает ГОДЫ. Просто потому, что научиться самому и научиться как этому обучать других специалистов разделяют годы собственной практики и специального обучения. Это разные профессиональные навыки. Все сертифицированные программы довольно щепетильны в отношении преподавания метода или темы другим специалистам.
Почему я выделяю этот пункт особо. Не знаю, как в других странах, но у России тут "особый путь" и неприятная традиция, уходящая корнями далеко в 90-е. 20-30 лет назад, когда мы были практически отрезаны от мирового процесса (язык, отсутствие интернета), а тяга к новому была огромна, многое профессиональное обучение происходило буквально "с колёс".
Я и сама в 2008 году осваивала метод Фельдекрайза по пересказам специалиста, даже не сертифицированного в этом методе, и книге (ну а чего, уроки то прописаны). Кто-то где-то что-то узнавал и 1. сразу бежал применять с клиентами, 2. бежал этому обучать других специалистов.
Сейчас, к сожалению, мало что изменилось. И если в каких-то темах (IT, SMM и ещё какие-то области) это вполне себе норма, ибо это все "хард скиллз" (можно, вообще говоря, и книжку почитать или в сообществе потусить и нахвататься — я так маркетинг осваивала в начале 2000х), то в сфере работы с человеком такая стратегия превращается в испорченный телефон и угрозу жизни и здоровью (и я уже вижу как это происходит, например, с приемами Пола Линдена).
Это устойчивый паттерн наших культурных реалий (я не специалист, но я вас научу как быть специалистом, у меня нет права преподавать это/я не учился это преподавать, но это не беда, я и вас научу делать это с людьми). И, если 15-20 лет назад это можно было хоть как-то объяснить недоступностью обучающих программ, то сейчас, когда программы уже есть в России и доступны, или есть за рубежом и тоже доступны, если надо, а если границы закрыты, то есть, в конце концов, интернет и возможность преодолеть языковой барьер — всё это уже категорически неприемлемо в нормальном профессиональном сообществе. Мы же всё ещё говорим о профессиональных программах, правда?
РЕЗЮМЕ: Таким образом, есть два типа программ, которые составляют
условное "ядро" современного эмбодимент-обучения. Все они сфокусированы на развитии телесной осознанности, подчеркивают этику и (многие) связывают клиентский опыт, полученный в ходе работы, с решением жизненных задач клиента. Также большинство этих программ подразумевают сертификацию по ясным критериям, личную практику в ходе обучения; предполагают дальнейший профессиональный рост через программы следующего уровня и/или взаимодействие в профессиональном сообществе. На рисунке они находятся внутри цветной фигуры.