АНТИСТРЕСС
Автор: Пол Линден
Перевод: Антон Дружинин
Юридические процедуры по своей природе являются достаточно напряженными. Столкновения в зале суда и переговорных комнатах, затрагивающие вопросы, связанные с самой жизнью, смертью, собственностью и свободой — это современные урбанизированные эквиваленты драки с волками. Метод телесной осознанности, который я использую для обучения управлению стрессом и улучшения функционирования будет особенно полезен юристам и их клиентам.
Я являюсь специалистом в сфере психо-физиологической осознанности (mindbody awareness), в обучении движению и боевых искусствах. Разработанная мной методика основана на том факте, что эмоции — это фундаментальные физические процессы в теле, которыми, следовательно, можно управлять через тело. Определяя и изменяя мышечные, дыхательные, постуральные и двигательные элементы эмоциональных паттернов, эмоция сама по себе может быть изменена. Создавая физическое состояние расслабленности, силы, чувствительности и равновесия, можно перестать чувствовать страх, гнев и спутанность и действовать под влиянием этих чувств, и вместо этого, создать ментальное состояние спокойной алертности (готовности), уверенности, чувствительности и самообладания.

Такое состояние спокойной алертности позволяет людям быть более уверенными, думать более ясно, и выражать себя лучше. Оно позволяет юристам лучше выступать и яснее доносить свои аргументы, и позволяет их клиентам оставаться сосредоточенными на практических шагах, которые им нужно предпринять в рамках судебного процесса.

В качестве примера процесса обучения, приведу случай клиентки, которая пришла ко мне, поскольку хотела научиться как оставаться спокойной в ходе своих показаний в процессе развода и определения того, у кого из супругов должны проживать дети.

Клиентка, назовем ее Мэри, испытывала физическое и эмоциональное насилие в детстве и находилась в браке, который полностью разрушился. Насилие, испытанное в детстве, создало у нее установку, что она не обладает силой противостоять вербальным и физическим атакам. Брак укрепил ее убеждение в собственной слабости, и перед ней лежала перспектива проиграть бракоразводный процесс в пух и прах. Она знала: чтобы достойно отстаивать свою позицию и добиться того, чтобы дети проживали вместе с ней, она должна выступать спокойно и ясно выражать свою позицию, и, кроме того, она понимала, что не знает, как это сделать.

В ходе шести сессий длительностью 1 час каждая на протяжении месяца я научил Мэри отслеживать ее дыхание, мышечный тонус и позу и использовать физические методы создания психо-физиологического состояния спокойной и уверенной ясности, которые послужили основанием для эффективного проведения процесса (Необходимо отметить, что Мэри была очень мотивирована, и достигла в ходе шести сессий результата, который люди с подобным травматическим опытом зачастую достигают за гораздо большее время). После судебного заседания, она сказала мне, что наши упражнения научили её оставаться способной контролировать свои чувства и, находясь в ситуации внешнего давления, отвечать на вопросы наилучшим возможным образом.

Развитие силы и спокойствия

Что может мешать эффективному функционированию в стрессовой ситуации? Эмоции вроде страха, гнева, диссоциации, шока, желания отомстить и т.п. делают людей неспособными к ясному и эффективному размышлению, говорению или действию.

Первым шагом в обучении тому, как эффективно действовать, является развитие осознавания чувств, мыслей и поведения в стрессовых ситуациях. Я использую эксперименты, чтобы дать студентам возможность оценить их привычные реакции в сложных ситуациях. В них мы разыгрываем ситуации угрозы, подобные испытываемым в реальной жизни, в безопасных, «лабораторных» условиях. Они достаточно реалистичны, чтобы пробудить чувство беспокойства, но достаточно малы, и потому безопасны и переносимы. Такие эксперименты могут проходить в форме простого разговора о проблеме, с которой они столкнулись, или же могут включать сложное разыгрывание ролей. Наблюдая за тем, как ведут себя студенты, выполняющие задания, мы получаем информацию о том, как они обычно ведут себя в реальной жизни и как это можно улучшить.

Когда я прошу людей отметить или описать то, что они делают и чувствуют в процессе эксперимента, они обычно начинают говорить на языке ментальных категорий, языке, который сосредоточен на чувствах, желаниях, мыслях и убеждениях. Вместо этого я учу их говорить о чувствах на языке телесных проявлений, который описывает телесные ощущения, дыхание, мышечные действия и изменения в позе. Использование телесного языка в самонаблюдении и рассказе о происходящем с ними помогает студентам сосредоточиться на конкретных элементах того, что они делают и чувствуют.

В общем случае, реакции на стресс включают в себя ограниченное и напряженное дыхание, напряжение мышц и сжатие и жесткость позы. Это часть реакции страха (испуга). Некоторые студенты вместо того чтобы напрячься, становятся вялыми и диссоциированными. Они испытали ту или иную форму травмы и научились на собственном опыте, что наилучшее, что они могут сделать — это пассивно ждать, пока угроза не исчезнет.

Какие бы эксперименты мы не использовали, будь то кидание монеток в чашку или ролевое разыгрывание разговора с супругом, студенты быстро осознают, что напряжение или вялость делают их неэффективными. Они проживают на собственном опыте, что не могут воспринимать, думать, говорить или действовать эффективно, когда они напряжены или вялы. Если они напряжены, они впустую расходуют энергию в плохо контролируемом разговоре или движении. Расслабляя, открывая и балансируя свои тела, студенты могут создавать более сильные, ясные и эффективные способы функционирования. Такое расслабленное, но сильное состояние явно контрастирует с состоянием напряжения или вялости. Более полное дыхание, расслабление и энергичность мышц, сбалансированная поза и более текучее движение — это служит основанием для эффективного действия, и этому можно научиться.

Существует множество упражнений, которые я использую для обучения более эффективному состоянию ума/тела. Эти упражнения оказывают глубокое воздействие на функционирование людей, несмотря на то, что в них используются очень простые движения. К примеру, одно упражнение использует эксперимент в позе сидя. Я прошу людей раскачиваться вперед-назад между прямой позой и неустойчивой. Большинство людей верит, что прямая поза достигается поднятием грудной клетки, отведением плеч назад или выпрямлением спины, и практически никто не замечает, что выпрямление спины в действительности — это функция вращения таза. Когда таз вращается назад, позвоночник теряет основание, на которое он может устойчиво опираться, он искривляется и появляется сутулость. Когда таз вращается вперед, для это задействуются глубокие мышцы центра (core), а не поверхностные мышцы спины, и при этом отсутствует напряжение грудной клетки, плеч и спины — позвоночный столб двигается вперед и вверх, достигая расслабленной и стабильной позиции сидя. (В действительности, процесс немного сложнее и его подробное описание выходит за рамки данной статьи)

Эта новая поза сидя создает удивительный опыт устойчивой силы без усилия. Многие люди впервые в жизни чувствуют себя действительно сильными физически. Такая форма организации тела также находит свое продолжение в психологическом чувстве личной силы и силы воли, и это чувство критично в развитии внутренней или внешней способности справляться с сложными ситуациями.

Как подобным образом можно научиться справляться с сложными ситуациями? Путем процесса, который я называю двойное отслеживание (double tracking). Это означает одновременное внимание к внешним вызовам и внутренним телесным реакциям в эксперименте, изменение внутренних реакций, и затем, основываясь на этом — эффективное обращение с внешними вызовами.

Вот пример такого процесса. В ходе одного из уроков мы с Мэри работали над тем, как она может оставаться спокойной во время вербальных нападок на нее. Я кричал на нее, что она сука, как делал ее муж. Она инстинктивно отдергивала плечи назад и сводила их вместе, напрягала и изгибала спину и задерживала дыхание. Она замирала в реакции страха-испуга, и это выглядело так, как если бы она ожидала удара, поскольку после того, как муж начинал кричать на нее, следовали побои. Мы сосредоточились на картировании ее физических реакций, и она поняла, что она делала с собой, когда я кричал на нее. Затем я рекомендовал ей интенсивно практиковать методы релаксации и обретения устойчивости, которым она научилась, и она последовала совету. После того, как она избавилась (undid) от реакций страха и усиленно практиковала другие, более сильные реакции, она открыла для себя, что может оставаться расслабленной, алертной и функционирующей, когда мы вновь провели эксперимент, разыгрывающий вербальные нападки. Затем она начала практиковать уместные ассертивные вербальные реакции на мои атаки до тех пор, пока не начала чувствовать уверенность в том, что, когда в следующий раз на нее будут кричать в реальности, она сможет эффективно реагировать.

Поскольку в своей жизненной истории она испытывала не только вербальное, но и физическое насилие, на следующем уроке мы повторили этот же процесс с использованием пощечины как физической атаки. Я научил ее самообороне, так что она могла защитить себя от физического насилия со стороны супруга. Но я не обучал ее полному курсу самообороны.

Я просто хотел, чтобы она испытала, очень конкретно, что она не была беспомощной. Чтобы преодолеть привычку замирать (freeze) в страхе, Мэри должна была испытать свою способность использовать расслабленную силу в ситуации физических и эмоциональных нападок для того, чтобы эффективно защитить себя.

Этот опыт позволил Мэри подготовиться к участию в суде и быть уверенной, и сразу после заседания она позвонила мне, чтобы сообщить, что ей удалось остаться в ходе заседания сфокусированной и спокойной.

Заключение

Для того, чтобы эффективно участвовать в суде или же других ситуациях состязательной коммуникации, люди должны уметь распознавать, что они чувствуют и думают. Они должны открыть для себя ту форму силы, которая расслаблена, чувствительна и алертна. Они должны научиться тому, как оставаться сфокусированным на эффективных действиях в настоящем, а не отвлекаться на воспоминания о прошлом и страхи о том, что может случиться в будущем. Всему этому и многому другому можно научиться посредством двигательных экспериментов. Обучаясь внимательному отношению к телесным процессам, люди могут научиться, испытывая давление, действовать спокойно, эффективно и алертно.

Изучение уроков телесной осознанности само по себе может быть полезным для юристов. Они могут научиться быть более способными выдерживать контакт со своими клиентами, судьями, и враждебно настроенными людьми. Кроме того, тренинг телесной осознанности поможет юристам уменьшить негативное влияние долговременного стресса на свое душевное и физическое здоровье.

Направление клиентов на тренинги телесной осознанности также может принести пользу. Поддерживая расслабленное и сосредоточенное состояние ума, клиенты смогут выражать себя более четко, оставаться сосредоточенными на ходе дела и более эффективно взаимодействовать с юристами и адвокатами. Тренинг поможет клиентам научиться лучше выступать и общаться с враждебно настроенными людьми. Если взглянуть на взаимоотношения адвокатов со своими клиентами под другим углом, то адвокаты являются людьми помогающей профессии, которые приходят на помощь людям в чрезвычайно стрессовых жизненных ситуациях, и развитие телесной осознанности может быть полезно, когда необходимо помочь людям справиться со стрессом и облегчить их состояние

Тренинг телесной осознаности позволяет людям в ходе юридических пертурбаций функционировать в более расслабленной, эффективной и здоровой манере и является неоценимым инструментом в арсенале адвокатов.

Тренер в области соматики, основатель и разработчик метода Being In Movement®, обладатель степени Ph.D. Physical Education и сертифицированный инструктор Метода Фельденкрайза, обладатель черных поясов айкидо и карате. Он работает с применением методов обучения осознаванию тела и движения в сферах управления стрессом, разрешения конфликтов, улучшения функционирования и работы с травмой. Является автором книг «Comfort at Your Computer: Body Awareness Training for Pain-Free Computer Use» и «Winning is Healing: Body Awareness and Empowerment for Abuse Survivors».

Пол Линден
www.being-in-movement.com

Круглый стол. Живые люди, их задачи в бизнесе и конкретные способы решения.

Что такое embodiment, основные направления и действующие лица современной embodiment сцены.

Francis Briers, EFC UK co-lead. www.francisbriers.com

Интервью в домашней обстановке

Основатель тренинговой компании Integration Training и руководитель международной сертификационной программы Embodied Facilitator Course Марк Уолш учит своих клиентов и студентов не слишком полагаться на интеллект. «Голова – это всего 10% тела, небольшая его часть, а мы ожидаем от нее слишком многого», – говорит он.

Иногда, общаясь со своими клиентами, мне в голову приходит один и тот же вопрос: а как вообще можно жить в офисе и остаться при этом живым?..

Запись вебинара о взаимосвязи тела и языка

Видео лекции "Понимание телесности в XXI веке: embodiment подход". МПГУ им.В.И.Ленина 27 октября 2015 г