Вела в группе поддержки помогающих практиков
КИСЛОРОД вебинар по культурной/коллективной травме. Пока готовилась, поняла, что это первый раз, когда делаю эту тему в открытом формате [а не внутри наших курсов] и на русском. С одной стороны, хорошо - можно пропустить обязательное в английской версии обоснование права вообще об этом говорить, с другой стороны, сложнее оказалось не растечься мыслью.
И продолжаю думать дальше. Вот что любопытно.
С темой персональной травматизации, кажется, мы уже более или менее смирились. Шит хепенз, раны остаются, лучше с этим что-то делать. По какой-то причине [есть гипотезы, но это неточно] коллективные раны/травмы признаются сложнее. Трудное прошлое - да, признается, оставленный им след в настоящем - редко. Вообще, похоже, коллективная травма обсуждается и мыслится в образе скорее результата, а не процесса, который всегда с нами. Это любопытно.
Я не расстановщик, поэтому напрямую редко в работе сталкивалась именно с этим аспектом травмы. При этом вот то самое "все, что было не со мной, помню" - оно, стоит чуть копнуть, весьма живучее и его довольно легко обнаружить. Его не всегда можно проследить в коллективном пространстве [в социальных практиках, настроениях, распространенных реакциях], но оно довольно легко ловится в личном переживании и действиях [хотя это очень неприятно бывает.
Томас Хюбл [пожалуй, самый известный сегодня специалист в теме коллективной травмы] выделяет несколько ключевых процессов, сопровождающих процесс коллективной травмы: гиперактивацию [ее можно увидеть и в сопротивлении, и в защитном поведении, и в создании насилия], онемение [и как нечувствительность, и как отстранение, и как актуальное сейчас "расчеловечивание" и себя, и других].
Я бы добавила еще как то, на что можно смотреть, - ощущение бессилия и легкость "ретравматизации". Ну и да, никто толком пока не может объяснить, как "на самом деле" это передается между людьми. Из эмбодимент оптики очевидно лишь то, что мы в ходе жизни перенимаем друг у друга телесные паттерны и буквально втелесниваем чужой опыт от людей вокруг, из поколения в поколения и т.д.
Мне самой уже довольно давно, а в течение последних двух месяцев так и особенно любопытно отлавливать у себя и наблюдать в свидетельствах других вот эти очаги коллективной боли/раны/травмы.
На что - на какие темы, тезисы, триггеры - я реагирую сильнее всего/чаще всего сопротивлением, протестом, спором, контраргументами и т.д., в связи с чем мне хочется активнее всего защищаться или действовать?
Например, как невыносимо сложно было смотреть "Рассказ служанки" - хотелось всех убить. Да и прочее, где обижают женщин, часто смотреть больно и хочется драться/спорить - иногда такое еще называют фемоптикой. Просто потому что у женщин есть такое вот общее коллективное больное.
То же самое про спор, было с BLM - как контраргумент "да, конечно, но ВСЕ жизни важны", за которым скрывалась собственная невысказанная боль ("а кто встанет на мою/нашу поддержку?"). В текущем медийном поле - все то же самое.
Можно на все эти споры смотреть не как на логическую аргументацию, а как на возможность услышать что где и как у меня болит как у человека, принадлежащего к группе.
Еще вопрос - на что я стараюсь не смотреть, от чего отворачиваюсь, что стараюсь исключить из своей жизни? Эдакое слепое пятно. И какое коллективное поле боли за этим стоит? (Для меня в этом смысле ярко звучит этот лозунг- перевертыш "своих не бросаем" - коллективная реальность сильно иная и лозунг, возможно, рождается как выражение мечты).
По отношению к чему я ловлю себя на нечувствительности или цинизме? [В видео я привожу несколько личных примеров, от которых меня до сих пор подколбашивает].
На что я моментально вскидываюсь [или умираю]? Что - темы, информация, слова - срабатывает как триггер неконтролируемой реакции [страха, гнева и т.д.]?
Можно, конечно, сказать, что в сортах дерьма/травм, разбираться необязательно. Или что перенос наработанного в теме индивидуальной травмы в поле коллективной - некорректно. Или что вообще слово "травма" нужно загнать обратно в медицинские справочники и выдавать к использованию только при предъявлении медицинского диплома. Можно, нивапрос.
Можно использовать другие слова. Например в IFS подобное называют "бременем коллективного опыта". Хюбл часто использует слово "рана". Социологи и историки [откуда, собственно тема и начала развиваться когда-то] используют свои слова.
Слова могут быть любыми. Главное помнить, что hurt people hurt people, а цикл войны и травмы - война/насилие рождает травму, травма/насилие рождает войну.
Запись вебинара можно
посмотреть тут(с) Александра Вильвовская